Сергей Тигипко: «Украине не забыть уроков «Арианы»

Среди людей, встречавших многострадальный экипаж корабля в Одесском аэропорту, был и политик Сергей Тигипко, активно участвовавший в разрешении конфликта с сомалийскими пиратами. Одессе - портовому городу - привычно провожать и встречать моряков. - Только в последние годы мы все меньше уверены в спокойном возвращении хлопцев из рейса. Достали уже эти пираты! - заметил Иван Григорьевич, бывший штурман Черноморского морского пароходства. - Неужели на них нет никакой управы?

Политик, который содействовал освобождению моряков, приехал в аэропорт, чтобы встретить ребят.

РЕЙСА ИЗ САЛАЛЫ ЖДАЛ ВЕСЬ ГОРОД

Одессе - портовому городу - привычно провожать и встречать моряков.

- Только в последние годы мы все меньше уверены в спокойном возвращении хлопцев из рейса. Достали уже эти пираты! - заметил Иван Григорьевич, бывший штурман Черноморского морского пароходства. - Неужели на них нет никакой управы?

В аэропорт ветерана флота никто не приглашал. Встретить рейс из Салалы, которым на Родину должны были прибыть 24 моряка, восемь месяцев томившихся в плену, он пришел, что называется, по зову сердца.

- Вы знакомы с этими ребятами?

- Нет, но, поверьте, они для всей Одессы уже стали родными. Если бы не дождь да дела, тут бы сейчас полгорода было, - без всякого пафоса заметил старый моряк.

Столько женщин с цветами воздушные ворота города-героя наверняка видели впервые. Иностранцы, коротавшие время в ожидании вылета, недоумевали и кто на чистом английском, кто на ломаном русском выпытывали у журналистов: кого это так встречают? Услышав слово «Ариана», понимающе поджимали губы и с уважением кивали собравшимся в зале женам и матерям освобожденных моряков.

- Девочки просто молодцы! Они же полмира подняли, чтобы мужей из плена вытащить, - восхитился Иван Григорьевич и тут же поинтересовался у меня как у журналиста: - А не знаете, Тигипко наших встречать приедет? Он ведь тоже здорово помог с освобождением.

В это время Сергей Тигипко как раз вошел в здание аэровокзала. Приехал. Не мог не приехать, несмотря на то что пришлось в срочном порядке перекроить весь плотный график поездок по стране.

ГЛАВНОЕ - ВСЕ НА СВОБОДЕ

В Южную Пальмиру известный политик и экономист прибыл накануне. Жены узников «Арианы» вместе с депутатом городского совета Светланой Фабрикант (с первых дней поддерживавшей их. - Прим. авт.) разыскали его на Одесской киностудии, чтобы искренне поблагодарить за помощь в вызволении самых близких им людей.

- Если бы вы не помогли нам «разбудить» чиновников, которым попросту плевать на наше горе, ребята и сейчас бы еще были в плену! - едва сдерживала слезы жена 2-го механика Анна Муругова.

- Старался изо всех сил, и не только я. Без вашего стремления любой ценой, несмотря на все преграды, вернуть на родину мужей моих сил было бы недостаточно, - ответил Сергей Тигипко. - Не плачьте. Самое страшное позади. Все ребята уже на свободе. Мы уже не раз с вами встречались. И сегодня мне приятно видеть, как ваши глаза наконец светятся радостью.

Сергей Тигипко поздравляет электромеханика Александра Фюта с возвращением домой.

- Когда Саша, первый из всего экипажа, позвонил и сказал, что пираты ушли, я чуть не разревелась от счастья, - призналась Сергею Тигипко жена электромеханика «Арианы» Галина Фют. - Но тут же взяла себя в руки. Спрашиваю: «Вас охраняют?» Саша ответил: «Нет!» Подняла всех на ноги, связались с вами. Через час их охраняли уже три военных корабля. Спасибо! Теперь главное - дождаться и встретить.

- Девочки уже наварили холодца, - с улыбкой заметила Светлана Фабрикант. - Хотя после того, как ребята столько месяцев голодали...

- Ничего, если надо, мы своих мужчин из ложечки кормить будем. Главное - все на свободе, все живы, - дружно ответили ей.

- Сергей Леонидович, вы завтра в аэропорту будете? - допытывались женщины.

- Обязательно. Тем более что ваши близкие передали просьбу лично встретить их.

Известный политик сдержал слово. Родные бывших узников сомалийских пиратов приветствовали его аплодисментами.

ПОКА ТЕКУТ МИНУТЫ

Шасси «боинга» из Омана должно было коснуться одесской земли 6 января в 11.50 по киевскому времени. О лучшем рождественском подарке близкие вызволенных моряков не могли и мечтать. Вместе с ними приглашения пройти на взлетно-посадочную полосу терпеливо ожидал и Сергей Тигипко. Время тянулось медленно. И пока на электронном табло лениво менялись цифры, приближая миг долгожданного свидания, каждая из женщин невольно прокручивала в памяти ужасные месяцы полной неопределенности.

- После того как пришло сообщение о захвате, мы поняли, что остались одни со своей бедой, - говорит мама Константина Крупского, 3-го помощника капитана. - Не знали даже, куда обращаться. Одни чиновники отвечали, мол, это не их дело, а судовладельца, другие только на словах обещали помочь. Третьи вообще говорили: «Молчите и не поднимайте шума, иначе пираты за ваших ребят втридорога запросят, тогда их вообще не увидите!» Только после того как Тигипко вмешался, дело сдвинулось с мертвой точки.

В ожидании прилета не находит себе места и мама моряка Юрия Васильченко.

- Это был первый рейс Юры, - вздыхает она. - Чтобы как-то помочь нам с мужем, он решил устроиться матросом. Я как чувствовала неладное. Просила не уходить в море.

Встретившись с женами моряков, политик решил создать спецфонд «Ассоль», чтобы помогать другим плененным и их семьям.

- Как вам удалось пережить эти месяцы ожидания?

- Такого и врагу не пожелаешь. Если б не родные, не знаю, что бы я делала. И к тому же все мы, жены и матери членов экипажа «Арианы», старались держаться вместе, ободрять друг друга. Да и цель у нас была одна - ребят из плена вытащить. Вот это и поддерживало. А еще спасибо Сергею Леонидовичу. Он нам, в отличие от других политиков, ничего не обещал, но столько сделал, чтобы этот день приблизить.

Ждет не дождется возвращения мужа и Галина Фют. Тринадцатый год совместной жизни с Александром стал для двоих тяжелейшим испытанием.

- Но мы выстояли. Все эти месяцы я мысленно была с ним. И верила, что мой муж вернется домой, - говорит она.

Рядом вертится ее маленький сынишка. Мальчик знает, что приехал встретить папу, а его все нет и нет. А еще уверен: все эти месяцы отец провел в обычном рейсе - чтобы не травмировать психику ребенка, Галина ничего ему не рассказывала. Горькую правду об «Ариане» она всеми силами скрывала и еще от одного близкого человека.

- Мама Саши до сих пор не знает, что он был в плену у пиратов, - призналась женщина. - Она пожилой человек со слабым здоровьем, поэтому я ни словом не обмолвилась о захвате. Ездила в гости, передавала гостинцы якобы от сына, говорила, что рейс продлили. А сама вместе с другими лихорадочно искала возможность вытащить мужа из этого пекла.

- И неужели после всего этого вы опять отпустите Александра в море?

- Муж - глава семьи, и решать, как жить дальше, будет он. Я же поддержу любой выбор.

В этот момент встречающих попросили пройти на взлетно-посадочную полосу.

«НЕ ПУЩАТЬ!»

Этот досадный эпизод встречи моряков «Арианы» возмутил всю страну. Часть родственников уже успели пройти заветный контрольно-пропускной пункт и оказаться на другой половине аэропорта. Но как только к КПП направился Сергей Тигипко, двери перед ним захлопнулись, а у входа выросла фигура неизвестного, загородившего вход.

- Кто вы такой?! - потребовали объяснений столпившиеся у входа родственники и журналисты.

Однако назваться и предъявить документы загадочный страж двери так и не удосужился. С его весьма немногочисленных слов удалось понять лишь, что родственникам моряков вход открыт. Но вот пропустить внутрь Сергея Тигипко не могут. На каком основании один из деятельных участников освобождения пиратских пленников и к тому же кандидат в президенты Украины - официальное лицо не может пройти на взлетно-посадочную полосу (где в это время экипаж судна встречали представители Секретариата главы государства, МИДа, службы внешней разведки и первые лица города и области. - Прим. авт.), объяснений не последовало. Родственники моряков начали возмущаться. И тогда, чтобы не накалять и без того нервозную обстановку, известный политик и экономист решил отойти в сторону. «Это просто позорная власть, которая сначала палец о палец не ударила, чтобы вызволить наших моряков, а теперь даже не дает их достойно встретить», - заявил Сергей Тигипко.

- Вот так у нас всегда в Украине, - с горечью заметила Светлана Фабрикант. - У победы много отцов, а поражение всегда одиноко.

Однако жены и матери, знавшие, кому обязаны этим долгожданным днем, уже решили, что не выйдут к трапу без Сергея Леонидовича.

- Мы остаемся с вами, - сказала Анна Муругова, - и будем ждать мужей здесь.

Ее примеру последовали и другие женщины. Прибывших моряков вывели на улицу к автобусам через боковой выход, но те, чьи жены не вышли на взлетку, шли прямиком в зал ожидания аэропорта. Чтобы обнять любимых и поблагодарить всех причастных к их спасению.

«РЕБЯТА, ДАЙТЕ МНЕ ЖИТЬ!»

Описывать словами такие эмоциональные моменты крайне тяжело. Во Всемирной паутине лежат сотни фотографий и мегабайты видео той встречи. И они сохранят для истории и счастливое лицо одесситки Натальи Лупачевой, дождавшейся возвращения домой мужа и сына, и печальные от пережитого глаза Андрея Муругова.

- Ребята, как говорят у нас в Одессе, дайте мне жить! - кричал, отбиваясь от вопросов журналистов, Александр Фют.

И увидев сына и жену, бросился к ним. Корзинка с дарами тропиков - подарок от президента Украины Виктора Ющенко, который так и не появился в аэропорту, опрокинулась, и мандарины покатились по земле.

- Занавес!!! - скомандовал бы на этом любой уважающий себя театральный режиссер.

В самом деле, моряки вернулись домой - и, значит, в последней строке эпопеи освобождения «Арианы» можно спокойно ставить точку. Однако любая точка всегда может превратиться в запятую. Особенно если вспомнить, сколько еще украинских моряков томятся в пиратском плену.

- «Ариана» уже стала историей. Но Украина обязана извлечь из нее должные уроки! - считает Сергей Тигипко. - Случай с захватом судна еще раз наглядно продемонстрировал, что у нынешней власти нет четкого алгоритма действий в подобных ситуациях, нет координации усилий государственных ведомств, в чьей компетенции находится решение таких конфликтов. И пока ничего этого не появится, мы будем слабой страной, неспособной защитить своих граждан.

Второй урок не может не радовать. Украинцы - сильные духом люди.

- Посмотрите на этих женщин, которые ради спасения мужей и сыновей встряхнули целую государственную машину и добились своего. Кроме того, мы вместе создали специальный фонд «Ассоль», чтобы помогать другим плененным морякам и их семьям. Они свою силу показали. Теперь того же Украина ждет от новой власти, - резюмировал политик.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Жизнь пленных моряков висела на волоске

Сегодня в Одессе моряки «Арианы» планируют встретиться с журналистами и рассказать о пребывании в пиратском плену.

Моряки говорят, что накануне захвата четырежды появлялось сообщение о пиратских нападениях. Поэтому психологически они были готовы к встрече с корсарами, однако, не имея серьезного оружия, не смогли отбиться от разбойников.

- Во время захвата пираты связали по рукам и ногам несколько моряков, уложив их прямо на палубе. В руках бандитов были автоматы, - вспоминает матрос Юрий Васильченко. - Все они здоровые, накачанные, быстрые, с оружием на ты. Хорошо, что никого из наших не задели и женщин, к счастью, не трогали. Но нам становилось действительно страшно, когда после очередной порции наркотической «травки» у бандитов крышу сносило...

- Кроме Ларисы (кок Лариса Салынская потеряла в плену ребенка, который от переживаний матери родился преждевременно. - Ред.), больше всего досталось старшему механику, - рассказывает 2-й механик Андрей Муругов. - Его очень сильно избили, надели на голову мешок. Вокруг ходили темнокожие бандиты и угрожали автоматами. Били прикладами наших моряков, люди теряли сознание...

А помог выжить стармеху электромеханик Александр Фют (на фото вверху).

- После избиения у старшего механика начались проблемы с сердцем, потом он вовсе слег, - рассказывает моряк. - Его перевели в каюту, и мы вместе со старпомом Александром Черепаниным его откачивали корвалолом, кололи лекарства.

Сейчас моряки, отпраздновав Рождество в семейному кругу, отдыхают дома и пока еще не решили, нужна ли им реабилитация в здравницах. Но то, что необходимо пройти медицинское обследование (у моряков за восемь голодных месяцев появились проблемы со здоровьем) - абсолютно точно.