Собственно, усилиями Литвина девочка и попала в Киев, где специалисты уже провели необходимые обследования и осуществили лечение.
Сейчас Настя дома, а корреспондент «КП» воспользовался случаем, чтобы поговорить с известным политиком о проблемах украинской системы здравоохранения.
ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ… ТЕМ БОЛЕЕ В ОТНОШЕНИИ МАЛЕНЬКИХ ГРАЖДАН
- Я пришел к этим людям, чтобы поклониться им с благодарностью за то, что спасли Насте жизнь, - сказал Литвин в начале нашего разговора. - У каждого из работников этого коллектива большое сердце и большая душа. Они ежедневно совершают подвиг, поскольку, работая с тяжелобольными детками, нужно уметь сберечь собственное душевное равновесие и одновременно сделать все, чтобы им помочь. На это способны только те, у кого есть огромнейшая сила воли, мужество.
- Владимир Михайлович, 15 декабря парламент поддержал ваш закон о выделении 22 миллионов гривен из Госбюджета на проведение операций онкобольным детям. Но до сих пор указанная сумма Госказначейством не перечислена…
- То, что деньги на лечение онкобольных деток до сих пор не перечислены, свидетельствует о безответственности правительства, которое декларирует стопроцентное выполнение бюджета и в то же время не предоставляет денег, которые крайне необходимы для сохранения жизней маленьких граждан Украины. Ведь речь идет о безотлагательных мерах по лечению деток с тяжелыми онкологическими заболеваниями, в том числе и за рубежом. На это было получено согласие соответствующих зарубежных клиник. Уже все готово.
Но, несмотря на мои обращения, апелляции, закон не выполняется. И эта ситуация, словно капля воды, отражает уровень нравственности и ответственности украинской власти. Вместо того чтобы беспрерывно твердить об общеукраинском счастье и рассказывать о своей борьбе за благополучие людей, нужно выполнить одно простое решение - выделить не такую уж большую для государства сумму, чтобы спасти жизни деток.
Законы должны выполняться. Тем более в плане поддержки маленьких граждан Украины. Поэтому очень надеюсь, что моя инициатива найдет отображение в реальности. Это даже не инициатива, а, скорее, крик души людей, который я всегда слышу. И на этот раз я сделал все возможное, чтобы реализовать это в практическом решении...
ГРИПП ПРИШЕЛ ВСЛЕД ЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭПИДЕМИЕЙ
- В последнее время политики принялись спекулировать на теме здоровья людей. Например, ту же эпидемию гриппа политсилы использовали в собственных предвыборных целях, кто как хотел...
- Дело в том, что с гриппом нужно бороться. И для этого Верховная Рада выделила 608 миллионов гривен. Главное, чтобы деньги были направлены на профилактику и лечение людей, а не на другие цели. Но основная, системная проблема состоит в другом. Ведь грипп - это только одна из многих эпидемий, лихорадящих Украину. И далеко не самая страшная. Вопросы здоровья необходимо решать системной работой. А мы сегодня имеем, по сути дела, политическую эпидемию.
Обратите внимание: за последние 5 лет у нас от пневмонии умирало ежегодно от 6 до 6,5 тысячи человек. И никто не кричал об эпидемии. Потому что не было избирательной кампании. Есть и другие, еще более страшные цифры, на которые никто не обращает внимания. В ДТП за последние 5 лет погибли больше 20 тысяч человек. Еще 45 тысяч за этот же период умерли от травм, полученных в ДТП. От туберкулеза за последние 5 лет умерли 53 тысячи человек. А открытой формой этой болезни сейчас болеют почти 90 тысяч. От сердечно-сосудистых заболеваний у нас погибает 160 тысяч человек в год, а от рака - 90 тысяч.
Скажу больше. В стране средняя продолжительность жизни составляет 66 лет. Это на 15 лет меньше, чем в Европе. У нас мужчины в среднем живут 63 года, женщины - 77 лет. За последние десятилетия в стране наблюдается стремительный рост смертности - мы занимаем 113-е место в мире по продолжительности жизни. А если медицинская отрасль будет оставаться на таком катастрофическом уровне, то до 2030 года в Украине может остаться 30 миллионов человек.
У нас в стране миллионная безработица, а медицинская сфера - чуть ли не единственная, где рабочих мест больше, чем желающих там работать. Сегодня в сфере здравоохранения занято только 80% рабочих мест. Дефицит врачебных кадров - почти 48 тысяч человек! Почему? Ответ очевиден: средняя зарплата - 1280 гривен. Это порождает, с одной стороны, нежелание работать, с другой - взяточничество. Национальная система здравоохранения больна.
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ - ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА
- В вашей президентской программе среди прочего запланирована всеобщая диспансеризация населения, то есть проверка здоровья каждого гражданина. Такая система была принята в советское время. Стоит ли к ней возвращаться?
- Безусловно, стоит. Помню, когда к нам в село приезжала передвижная медбригада, то к врачам, принимавшим пациентов в автобусе, выстраивалась очередь. Это была единственная возможность для людей пройти медосмотр, сделать флюорографию. Сейчас даже такую элементарную помощь сельским жителям никто не оказывает, а ездить в поликлинику в райцентр у них нет то денег, то возможностей. Ведь автобусное сообщение сохранилось далеко не во всех регионах. Потому и нередки сегодня случаи, когда человек, проживающий в отдаленном от райцентра селе, даже не знает о том, что болен, например, туберкулезом. И мы констатируем в Украине эпидемию туберкулеза, что подтверждают выявленные факты заболевания. А сколько еще людей болеют, но не знают о своей болезни?!
Я ведь много езжу по регионам, бываю в самых глухих уголках страны. Мне люди о таких случаях рассказывают, будто страну на век назад отбросили.
Поэтому я настаиваю: одна из главнейших задач - определить состояние здоровья нации. Кроме того, надо реально бороться не только с последствиями, но и с причинами болезней. Для этого нужно точно знать, где и сколько находится складов с химическими веществами, пестицидами, которые просто стекают в почву и подземные источники, определить зоны экологических бед. А для выявления всего этого и нужно составить карту здоровья населения. По некоторым данным, только 20 процентов заболеваний приходится на болезнь как таковую, остальные 80 процентов определены условиями проживания, вредной средой обитания, качеством питания и так далее.
Всем этим должны заниматься медучреждения. А персонал у нас есть. Если подсчитать, сколько у нас врачей на десять тысяч населения, то окажется: у нас их больше всего в мире! А получается, что толку от них никакого… И это не вина людей в белых халатах. Во время поездок по стране я видел не только разрушенные больницы, но и выдающиеся разработки наших медиков, гениальные, но не востребованные нынешней властью.
Например, недавно ко мне обратились ученые Института геронтологии, которые готовы собственными силами создавать выездные бригады и ехать по селам с медицинской «инспекцией»: проводить сначала осмотры, а затем на их базе - исследования. Ученые даже согласны предоставить свое оборудование, но, как выяснилось, никому это не нужно. Хотя это должно быть государственной политикой.
ВРАЧАМ НУЖНО ОБЕСПЕЧИТЬ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ
- Какие первоочередные шаги предлагаете предпринять для улучшения ситуации в медицинской отрасли?
- Прежде всего нужно создать условия, чтобы человек любил и хотел работать в медицинской сфере. Например, ехать в то же село молодые специалисты не хотят. Потому что не престижно. Жилья нет, зарплата мизерная, аппаратуры нет, транспорта нет, в лучшем случае - велосипед. Зато есть круглосуточная ответственность за округ с 2-3 тысячами людей. В таких условиях, конечно, работать сложно. Поэтому нужно заинтересовать людей возможностью получить, например, автомобиль, или льготный кредит на жилье, или земельный надел из земель запаса - и тогда желающие поехать на работу в село появились бы.
Разумеется, и достаток медиков должен быть соответствующий, должны быть гарантии. Зарплата врачей - это ставка на государственные победы в будущем. Кстати, еще в 2008 году Блок Литвина в парламенте инициировал законопроект, которым предлагается предоставить статус государственных служащих медикам и работникам сферы образования. Я исхожу из того, что они выполняют важную государственную функцию, а потому должны быть соответствующим образом оценены.
Многие политики, хоть и в предвыборных целях, но высказывали готовность поддержать этот проект. Это хорошо, что они прозрели хотя бы перед выборами. Я буду настаивать, чтобы этот закон был принят до выборов и в этом году вступил в силу.