Сколько мужчин и женщин должно быть в идеальном коллективе

Мнение ученых: женщины в офисе повышают производительность труда мужчин. И наоборот.

РАЗБАВИМ ОФИСНЫЙ ПЛАНКТОН

Не будем вдаваться в крайности и обойдем стороной трудовые сообщества, которые исторически сложились однополыми. Как то шахтеры и пожарные, швеи-мотористки и кружевницы. «Чужие» здесь - редчайшее исключение. Словно инопланетяне на Земле. Их и не ждут.

Современная же тенденция такова: во многих коллективах с более-менее подходящими условиями для разнополого труда, которые еще недавно принято было считать преимущественно женскими, стали появляться мужчины. Кассиры, к примеру, или работники бухгалтерии. А скажем, даже армию вовсю начали «разбавлять» женщинами. И дело тут не только в борьбе за равноправие. Есть вполне объективные причины, обнаруженные учеными. Хотя возможно, что работодатели дошли до них своим умом. Раз процесс массовой «разнопололизации» начался без особого давления со стороны и активно продолжается.

Американские исследователи обнаружили: появление в чисто мужском или чисто женском коллективе хотя бы одной особи противоположного пола повышает производительность труда на 15 процентов. Но не беспредельно - с каждым новым сослуживцем или сотрудницей. Оптимальное сочетание: треть одних на две трети других - мужчин или женщин. В зависимости, конечно, от характера производственной деятельности. Есть ведь работы, для которых лучше подходят исполнительные по своей природе женщины. Их стоит дополнить мужчинами - желательно креативными. Или наоборот, разбавить самцов офисного планктона деятельными дамами.

КАЖДОМУ САМЦУ - ПО ДВЕ САМКИ

- Замечено, - говорит популярный психотерапевт и бизнес-тренер Елена Добробабенко, - что в смешанном коллективе сотрудники более собранны. Возможно, оттого, что стараются произвести впечатление на противоположный пол. У них мозги активнее работают. Положительные эмоции возникают. Равно как и желание иной раз задержаться подольше на работе. Причем с удовольствием. И не без перспектив пофлиртовать. А флирт активизирует выработку гормона окситоцина, стимулирующего служебное рвение и повышающего доверие людей друг к другу. В результате растет производительность, коллектив становится более сплоченным. И душевным.

По мнению некоторых исследователей, даже серьезные служебные романы - эти «издержки» смешанных коллективов - не сильно вредят общему делу. Осложнения наступают лишь тогда, когда влюбленные, находящиеся в одном офисе, ссорятся. Это отвлекает. Но отвлекает только их. Остальным дает повод немного посудачить. А это  своего рода ментальный отдых. Периодически он необходим. Отдохнув от производственных проблем, люди опять же начинают трудиться эффективнее.

Ученые изучали и, казалось бы, идеальную ситуацию, когда мужчин и женщин в офисе поровну. Но в экспериментах выяснилось: такие коллективы проигрывают «пропорциональным» - в одну треть на две трети. Почему?

- Тут, пожалуй, как в природе, - предполагает Елена Добробабенко. - Отклонение от оптимума либо в самках, либо в самцах вносит в отношения, пусть даже служебные, сексуальный дисбаланс. Возникает либо конкуренция - представители разных полов начинают биться за внимание. Либо появляется безразличие - сослуживцы перестают интересовать друг друга. Как объекты для флирта. И то и другое вредит работе.

Доказано, например, что при сочетании в треть мужчин на две трети женщин офисные самцы не воюют за внимание самок в ущерб работе. Их как раз столько, чтобы не доказывать непрерывно, что ты - лучший самец. Так же и у женщин.

НАЧАЛЬНИК ПРОТИВ НАЧАЛЬНИЦЫ

А что лучше - когда руководитель мужчина или женщина? Недавно ответ на этот вопрос добыли канадские исследователи из Университета Торонто. Но они оценивали отнюдь не профессиональные качества начальников и начальниц, которые почти не зависят от сексуальной принадлежности. А выясняли, как влияет пол руководителя на атмосферу в офисе. И что чувствуют вынужденные подчиняться мужчины и женщины. Конкретно канадцы сравнивали уровни стресса и состояние здоровья сотрудников, у которых либо один начальник, либо одна начальница, либо руководители представлены парой - мужчиной и женщиной.

Для подчиненных слабого пола выяснилось: лучше бы ими помыкал один мужчина, чем одна женщина. В последнем случае офисные дамы чаще впадают в тревожное состояние, страдают от депрессии и бессонницы, хуже концентрируются на работе, быстрее устают. При одной начальнице однополые с ней подчиненные чаще жалуются и на здоровье - головы болят, желудки, спины и плечи.

Мало чем отличается от этой удручающей картины офисного матриархата и ситуация, когда над женщинами возвышаются и начальница, и начальник одновременно.

Подчиненные сильного пола демонстрируют весьма странную реакцию: им одинаково противен любой руководитель, если он один. Не важно, мужчина это или женщина. Подневольные офисные самцы страдают под его (ее) игом духовно и физически столь же сильно, что и женщины, ведомые одной начальницей или смешанной парой.

А вот имея и начальницу, и начальника, мужской коллектив чувствует себя более-менее комфортно. Прямо хоть пой: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!» (Увы, шахтеры и пожарные, да и солдаты, похоже, никогда не будут чувствовать себя уютно на службе - не видать им начальниц в пару к начальникам…)

Канадские исследования выводят на обобщения. И подсказывают, каким должен быть идеальный коллектив. Чтобы и работал эффективно, и не болел.

Итак, оптимальный состав № 1: треть мужчин на две трети женщин, руководит ими мужчина.

Оптимальный состав № 2: треть женщин на две трети мужчин, в начальниках - смешанная пара.

НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ

Вот тут уж слабый пол точно сильнее

- Для мужчины работа - это зарабатывание денег и самореализация, - говорит Елена Добробабенко. - Для женщины работа - одна из форм ее жизни. В чем разница? В том, что неприятности на работе у мужчины - это удар по его самооценке. Он низко падает духом, если теряет работу. Женщина же самооценку не теряет. Ее подстраховывает главное - мнение о собственной внешности. «Да, я потеряла работу, но я все равно красивая», - думает она. Тем и спасается.

КСТАТИ

Краткая инструкция по применению женщины-труженицы

Как сообщает газета The Times, исследование, проведенное в Великобритании, показало: местные начальники-мужчины редкостные ретрограды. Поскольку многие из них в отношениях с подчиненными женщинами руководствуются дремучими принципами, которые бытовали еще в середине прошлого века.

Вот какие рекомендации социологи давали в 1943 году боссам, у которых вдруг появлялось намерение взять на работу сотрудниц. И добиться от них большей эффективности:

1. Женщина должна быть молодой и замужней. Обычно они более ответственны. Одновременно настроены и на активный труд, и на плодотворное сотрудничество с окружающими.

2. Пожилые женщины привередливы и неуживчивы, плохо адаптируются. С ними надо вести себя дружелюбно и вежливо.

3. Женщина должна быть в теле. Как правило, те, кто весит чуть больше обычного, более уравновешены и работают более эффективно, чем их худые сослуживицы.

4. Всех женщин, которых вы нанимаете на работу, должен осмотреть врач. Это не только обезопасит ваше предприятие от возможных судебных исков, но и позволит понять, нет ли у потенциальной сотрудницы каких-либо женских слабостей, из-за которых она ментально или физически не годится для данной работы.

5. Дайте каждой женщине расписание. Подчеркните: важно все делать вовремя. Пока вы не отметите это специально, весьма вероятно, что работа будет буксовать.

6. Женщины великолепно справляются с работой, если имеют план. Им не хватает инициативы, чтобы самим находить работу. У каждой сотрудницы должно быть четкое расписание дел на день. Чтобы все время было занято и она не беспокоила начальство каждые несколько минут, запрашивая инструкции.

7. Если это возможно, позволяйте сотруднице переключаться в течение дня с одной работы на другую. Женщинам нужны перемены. Они воспринимают их с меньшим, чем мужчины, беспокойством и даже с радостью.

8. Предоставьте каждой девушке необходимое количество перерывов для отдыха в течение дня. Следует делать определенную скидку на женскую психологию. Девушка чувствует себя более уверенно и работает более эффективно, если у нее есть возможность несколько раз в день привести в порядок волосы, воспользоваться губной помадой и вымыть руки.

9. Женщины плаксивы. Будьте тактичны, давая инструкции или критикуя сотрудниц. Зачастую женщины отличаются чувствительностью. Они не могут пропустить мимо ушей грубые слова, как это делают мужчины. Никогда не смейтесь над женщиной - это подорвет ее моральный дух и резко снизит эффективность работы.

10. Женщины не выносят ругани. Старайтесь не использовать крепких выражений в обществе женщины. Ей будут неприятны место или работа, где она слышит слишком много ругательств.

11. Учтите комплекцию женщины. Обзаведитесь рабочей униформой всех необходимых размеров, чтобы каждая девушка получила одежду по фигуре. Трудно переоценить, насколько этот момент важен, чтобы женщины были довольны.

Наверное, за 60 с лишним лет женщины изменились - ментально и физически. Но, пожалуй, не настолько, чтобы некоторые советы по обращению с сотрудницами не подошли и для современных офисов. Особенно с «оптимальным составом № 1».