Жертвы майора-убийцы Евсюкова: «Мы стали молиться, когда он навел на нас пистолет!»

Пострадавшие в перестрелке в супермаркете «Остров» вспоминают подробности той страшной ночи.

«ПУСТЬ ВЫЙДЕТ САМАЯ КРАСИВАЯ»

В среду в Мосгорсуде прошло третье заседание по громкому делу майора-убийцы Дениса Евсюкова. Напомним, в ночь с 26 на 27 апреля этого года бывший начальник ОВД «Царицыно» устроил стрельбу в супермаркете "Остров.

На третьем заседании свидетели и пострадавшие рассказали новые подробности той страшной ночи.

Они вспоминали, как вел себя Евсюков уже после того, как перестрелял народ на улице и убил кассира в магазине.


Кадр с камеры наблюдения в супермаркете: Евсюков выстрелил в парня и стал угрожать его девушке.

- Мы с подружками выбирали в магазине продукты, как вдруг услышали хлопок, - вспоминает 20-летняя москвичка Юлия Пантюхина. - Вначале мы и не поняли, что это выстрел. Но вдруг мимо нас побежали работники магазина. Мы спросили их в чем дело. Они прокричали, что надо спасаться, мол, милиционер только что убил кассира.

Девчонки кинулись на задний двор супермаркета. Хотели спрятаться там, но никаких заграждений, где можно было бы укрыться, не нашли. Тогда они влезли на козырек крыши невысокой постройки.

- Сидим на крыше, трясемся от страха, - говорит Юлия. - И тут выходит Евсюков с пистолетом в вытянутой руке. Мы стали молиться, чтобы он нас не убил.

- Мы просили, чтобы он отпустил нас и не убивал, - вспоминает другая свидетельница той трагедии, 25-летняя Ольга Стахова. - Но он скомандовал: пусть выйдет самая красивая!

Тогда к Евсюкову подошла одна из работниц «Острова». Дело в том, что рядом с ней пряталась ее беременная дочь. Видимо, женщина хотела ее защитить и поэтому вышла к майору. Но в тот момент как раз подоспела милиция...

К счастью, Евсюков больше не успел никому причинить вреда.

«С АВТОМАТОМ БЫЛО БЫ ВЕСЕЛЕЕ»

К слову, в задержании майора участвовали сотрудники ОВД по району «Зябликово». Они также давали свои показания в суде.

- В ту ночь была не моя смена, но я доделывал какие-то дела на работе, - вспоминает сотрудник ОВД «Зябликово» Евгений Фомин. - Тут нам с напарником передали, что какой-то человек в милицейской форме устроили стрельбу в «Острове». Мы ринулись туда. Приехали и увидели, что у входа лежит парень в крови.

- Еще одна девушка зажимала то ли щеку, то ли шею, откуда тоже текла кровь, - продолжает другой сотрудник ОВД «Зябликово» Евгений Яшкин.

Милиционеры пробежали через супермаркет на задний двор.

- Вдруг сзади нас кто-то начал выстрелил в нашу сторону, - говорит Фомин. - Мы обернулись, увидели Евсюкова, и один из нас выбил пистолет из его рук.

Позже милиционеры рассказали, что пистолет накрыли ведром, чтобы никто не смог дотронуться до вещественного доказательства. А еще позже, когда Евсюкова привезли в ОВД, стражи порядка разговорились с убийцей.

- Я спросил у Евсюкова, откуда у него пистолет, - говорит Евгений Яшкин. - Он ответил, что я сам должен знать, где опер может достать оружие. А еще добавил, что был бы у него автомат, все вышло бы еще веселее.

Затем милиционеры попытались узнать у Евсюкова мотивы того, что он сделал.

- Мы так и спросили у него, зачем он устроил стрельбу, - рассказывает Евгений  Фомин. - Он улыбнулся и ответил, что жизнь надо прожить так, чтобы не хотелось пережить второй раз...
Неизвестные кадры нападения Евсюкова в супермаркете "Остров"

ГДЕ ЖЕ УЛИКИ?

Между тем в этом деле вскрылись новые неясности. Напомним, с пистолета, из которого стрелял Евсюков, таинственным образом исчезли все отпечатки пальцев. Хотя сами милиционеры рассказали сегодня, что накрыли оружие ведром.

Дальше - больше.

- Вообще нет никаких отпечатков пальцев и в салоне машины, на которой Евсюков приехал в «Остров», - рассказал адвокат потерпевших Игорь Трунов. - Скорее всего дело вот в чем. Водитель, который подвозил майора, и который был затем убит, развозил какую-то компанию с вечеринки. Возможно, среди этих людей были какие-то высокопоставленные чины. И им просто не нужны были лишние подозрения.

Но и это не все.

- В материалах дела нет мобильного телефона Евсюкова, - продолжает Игорь Трунов. - А ведь это тоже вещественное доказательство.

Более того, Евсюкову отдали мобильник уже после задержания. Это подтверждают сами милиционеры. То есть уже после стрельбы и будучи в милиции майор делал какие-то звонки. Кому?

- Увы, это вообще не известно, - говорит Трунов. - У нас нет номера телефона Евсюкова. И поэтому нет распечатки звонков. Хотя в материалах дела есть информация, что ему звонили уже после всего случившегося. К примеру, его знакомые и родственники сами рассказывали, что звонили ему, но у него иногда было занято. Скорее всего, Евсюков звонил очень высокому начальству. Ведь он был уверен, что к нему приедет Пронин.


Бывший начальник ОВД держится спокойно и довольно уверенно. Фото: Михаил ФРОЛОВ

СИДИТ НА МЕСТЕ БИТЦЕВСКОГО МАНЬЯКА

Кстати, есть в этом деле и одно интересное совпадение. Евсюкова посадили в тот самый изолятор, где в свое время держали знаменитого Битцевского маньяка.

Меж тем в суде Евсюков держится спокойно и довольно уверенно. Изредка переговаривается со своим адвокатом, иногда ухмыляется, часто опускает глаза в пол и постоянно записывает показания всех свидетелей в тетрадь...

Следующее слушание этого громкого дела назначено на 11 января.

Майора-убийцу могут приговорить к пожизненному заключению. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Мы уже сообщили о ранее неизвестных деталях допросов пострадавших и свидетелей по делу Дениса Евсюкова. Рассказали и о некоторых результатах экспертизы майора-убийцы, проведенной в Институте имени Сербского.
 
А теперь остановимся на ней подробнее. Приводим наиболее интересные выдержки.
 
МЕЧТАЛ СТАТЬ ДЕСАНТНИКОМ
 
На допросах Евсюков поделился откровенным признанием, что не может простить родителям того, что они поместили его в психбольницу.
 
Из заключения экспертов:
 
«Он рассказывает, что в школе не ладил с одноклассниками, кроме того, в его семье часто происходили конфликты между бабками со стороны отца и матери, из-за чего, по его мнению, он даже был госпитализирован в психиатрическую больницу. С раздражением добавляет, что до сих пор не может простить этого родителям - «никогда не забудет решетки на окнах, окружение психически больных». Считает, что все его проблемы от того, что родители неправильно его воспитывали - отец не считался с его мнением, подавлял его; мать же никогда не перечила отцу, не пыталась поддержать сына. Поэтому у него были и проблемы в отношениях со сверстниками, его переводили из школы в школу. Учеба в ПТУ показалась ему «просто счастьем» в сравнении со школой. Там он почувствовал себя «среди равных». Полюбил рисование, лепку. Оживленно вспоминает, как во время учебы в училище стал уверенным в себе, - мечтая попасть на службу в ВДВ, активно занимался в секции рукопашного боя. Поэтому был очень огорчен, когда отец расстроил его планы, настоял, чтобы он поступил в институт МВД. Учился средне, но к нему было особое отношение из-за его способностей к рисованию. Подготовленные им стенгазеты занимали первые места на конкурсах, поэтому ему многое прощали в учебе».
 
Из заключения экспертов:
 
«С обидой вспоминает, как отец категорически отказался считаться с его позицией, более того, угрожал сообщить в военкомат о госпитализации в психиатрическую больницу. Уверяет, что многие знакомые, увидев его в милицейской форме, удивились, поскольку помнили его «скорее хулиганом»; он же стыдился и никому не рассказывал, что его отец работает в милиции».
 
Но через некоторое время его увлекла оперативная работа, и он сам пошел в уголовный розыск.
 
«В ТЮРЬМЕ Я ВПЕРВЫЕ ЗА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ВЫСПАЛСЯ»
 
По словам самого Евсюкова, новая должность - начальник ОВД «Царицыно» - его очень напрягала. Майор даже жалеет, что «зря он не отказался от последнего назначения, к которому, как он сейчас понимает, не был готов».

Из заключения экспертов:
 
«Рассказывает, что последние месяцы сильно уставал, работал без выходных и отпуска, постоянно недосыпал, стараясь наладить работу в отделе. Допускает, что его привычные жесткие методы руководства здесь не давали ожидаемого результата - подчиненные игнорировали его приказы...
 
...Пытался все сделать сам. Столкнулся с новыми для себя проблемами - руководство ничем ему не помогало, а требовало только отчеты, улучшение показателей раскрываемости преступлений, не вникая в существующую ситуацию. Он даже хотел написать рапорт об увольнении, но чувствовал ответственность перед теми людьми, которых пригласил на работу. Ситуация усугубилась из-за постоянных проверок возглавляемого им отдела. А в последний месяц - и в связи с увольнением начальника УВД Южного округа, он был очень встревожен, ожидал кадровых перестановок...
 
После вступления Евсюкова в новую должность в декабре 2008 года и вплоть до апреля 2009-го для него сложилась сложная ситуация. Возрос общий объем работы, он должен был руководить новым для него коллективом. На фоне объективно большого объема работы, проверок потребовалась полная мобилизация физических и личностных ресурсов. Существенное ограничение личной независимости и свободного времени, постоянная подотчетность приводили к возникновению и накоплению эмоционального напряжения. На фоне истощения физических и личностных ресурсов информация о том, что его непосредственный начальник уходит с работы, явилась дополнительным психотравмирующим фактором, вызвав не характерную для Евсюкова реакцию растерянности - «не знал, как быть дальше», «стало последней каплей» (данные беседы).
 
Но, несмотря на это, Евсюков не останавливался в бешеной карьерной гонке и отдавал ей все силы. Не зря, оказавшись в тюрьме, майор с иронией заметил, что «впервые за несколько месяцев нормально выспался».
 
У ЖЕНЫ ДВА РАЗА БЫЛИ ВЫКИДЫШИ
 
По данным экспертизы, Карина беременела дважды, но все время были выкидыши. Второй раз это случилось весной 2009-го, незадолго до ЧП.
 
Из заключения экспертов:
 
«Кроме проблем в профессиональной деятельности, другим источником напряжения являлись усложнившиеся взаимоотношения с супругой и факт потери ею ребенка. После происшедшего весной этого года повторного выкидыша у них начались конфликты, Евсюков переживал упреки жены в свой адрес. Жена упрекала майора, что он все свое время тратит на работу, он испытывал перед ней чувство вины, часто не мог сдержать обещание провести выходные вместе в связи с получением новых срочных заданий. Известие о беременности жены вызвало у него чувство радости, приподнятый фон настроения. Однако, узнав о случившемся у жены выкидыше, он пережил комплекс негативно окрашенных переживаний - горя, подавленности, нежелания браться за какие-либо дела, в том числе и профессиональные».
 
Поэтому возникло решение расслабиться, снять эмоциональное напряжение - отпраздновать свой день рождения в кругу друзей и коллег. Но посидеть душевно не получилось.
 
Из заключения экспертов:
 
«В день празднования Евсюков с утра был задействован на работе, после отъезда в кафе опасался, что его подчиненные не справятся с обязанностями, ожидал возможного вызова на службу, поэтому находился в состоянии эмоционального напряжения. Факт опоздания жены и ее отца на праздник, напряженный разговор с супругой (при высокой значимости взаимоотношений с женой), невозможность расслабиться и отвлечься в связи с отрицательными переживаниями по этому поводу и беспокойством из-за профессиональных дел, внутреннее недовольство тем, что празднование проходило формально, не приводило к эмоциональному подъему и разрядке, усиливали имевшееся ранее эмоциональное напряжение и внутреннюю усталость».
 
УВЕРЯЕТ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ПОМНИТ
 
О том, что с ним случилось дальше, Евсюков утверждает, что не помнит.
 
Из заключения экспертов:
 
«Свое состояние в период совершения инкриминируемого деяния оценивает как необъяснимое для себя. Признавая содеянное, заявляет, что он «не может чувствовать себя виновным», поскольку это противоречит его личности и установкам; кроме того, защищаясь, ссылается на запамятование событий того периода - от окончания застолья до момента задержания. С раздражением заявляет, что это «не просто его тупая позиция», но ему никто не верит. Рассказывает, что помнит, как проводил гостей, как уложили в машину подарки; часть подарков сразу, как всегда, передарил. Утверждает, что не помнит, на какой машине, с кем он возвращался домой - «ехал на переднем сиденье автомобиля, но не за рулем; ...очнулся от удара в голову».