Кинокартине, своими словами пересказывающей сюжет заокеанского «Человека-паука», назначено занять почетное место «Иронии судьбы-2» в грядущие новогодние праздники. В эти странные дни предоставленное самому себе население страны, одичав от оливье и Максима Галкина по телевизору, отчаянно борется с похмельем и безутешно ищет дешевых развлечений. И потому неизбежно будет ударено «Черной молнией». Ведь это единственный российский фильм, выходящий на экраны в горячие (с кассовой точки зрения) рождественские денечки.
Что же предстанет пред нашим затуманенным взором? История о подаренном одному робкому юноше его рабоче-крестьянским папой (Сергей Гармаш) старом авто. Юноша поначалу стесняется своей старой «Волги» перед рассекающими на «Мерседесах» однокурсниками, пока она вдруг не взмывает в серое московское небо. «Мерседесы» и однокурсники в одночасье посрамлены - а все потому, что бензин в «Волге» заряжается через нанокатализатор, превращаясь в нанотопливо... Нет, все-таки очень правильный ход - показать этот фильм людям в Новый год. На трезвую голову первый кинокомикс идет так же, как продукция российского автопрома, - со скрипом.
Дальше - больше. Воздушный драндулет делает из никчемного парня супергероя, в силу своих скромных способностей спасающего сначала отдельных представителей человечества, а потом и всю Москву, которую один жуткий злодей (само собой, Виктор Вержбицкий) собирается взорвать, поскольку обнаружил под нею… месторождение алмазов.
Хотя в небольших ролях в картине, кроме упомянутых, снялись Валерий Золотухин, Михаил Ефремов и Екатерина Васильева, главной и единственной звездой «Черной молнии» является «Волга» ГАЗ-21. Звездой ее делает, во-первых, то, что едва ли не в первом же эпизоде зрителям сообщается: точно такая же (и, вероятно, летающая) машина имеется у В. В. Путина. А во-вторых, машине нетрудно стать звездой на фоне совершенно невыразительного своего хозяина, пусть и провозглашенного авторами супергероем. Персонаж Тоби Магвайера в «Человеке-пауке» тоже был личностью невыразительной, но эта невыразительность была основательно придумана режиссером Сэмом Рэйми. Режиссеров же «Черной молнии» занимают не столько сценарий, сколько спецэффекты с нарезающей воздушный километраж черной «Волгой». 13-летним мальчикам это, возможно, сильно понравится.
«Трех народных артистов пришлось привязать к центрифуге»
В гостях у «Комсомолки» режиссеры Дмитрий Киселев и Александр Войтинский - они под чутким продюсерством Бекмамбетова сняли новогодний блокбастер «Черная молния».
«КОНЕК-ГОРБУНОК» ПО-СОВРЕМЕННОМУ
- Дмитрий, Александр, а почему у вас именно «Волга» полетела?
- Любое современное авто лишено уникальности, а в «Волге» есть ощущение истории и страны, - объяснил Александр Войтинский. - В нашем сюжете есть что-то от «Конька-Горбунка». Как Ивану там досталась неказистая лошадка, так и нашему герою - старая ржавая «Волга». А оказывается, что она не такая уж и ржавая. И главное - способна сильно изменить жизнь. Как Конек-Горбунок.
- Главную роль сыграл неизвестный Григорий Добрыгин. Почему?
- Нераскрученное лицо - это очень важно, - убедительно сказал Саша. - Зрителю проще себя ассоциировать с таким парнем.
- А Гришины пластичность и способность импровизировать стали для нас подарком, - улыбнулся Дмитрий. - Причем он ужасно обижался, когда что-то вместо него делали каскадеры. Он хотел сам прыгать с небоскребов и летать на машине.
- Специальные агрегаты были? Куда вы засовывали актеров, чтобы снять сцены пролетов?
- Мы придумали гидропневматический аттракцион - гимбл. Настоящая машина стояла на пневматической конструкции, которая ее по-всякому двигала. Представь себе центрифугу в Центре подготовки космонавтов - вот у нас почти такая же была.
- Актеров, наверное, потом отпаивали? И чем?
- Отпаивали водой. Очень тяжело было, - не стал скрывать Киселев. - Но мы за реализм!
- Как перенесли аттракцион мэтры - Золотухин, Гармаш, Вержбицкий?
- Несладко им пришлось - трех народных и горячо любимых артистов пришлось к центрифуге привязать. Их крутило и вертело адски. А съемки были в холодном павильоне. И в паузах ассистенты их собой закрывали, чтобы обогревать. При команде «приготовились» отбегали в сторону. Дубль сняли - они опять к актерам, обнимать и греть. А иначе все замерзли бы.
ТИМУР ПРИШЕЛ 1 ЯНВАРЯ НА РАБОТУ: «А ГДЕ ВСЕ?!»
- Премьера фильма 31 декабря. Думаете, кто-то пойдет в кинотеатр? Все же будут оливье резать, елки наряжать, «Иронию судьбы...» смотреть - главную нашу новогоднюю усладу.
- Это вопрос, конечно, - загадочно улыбнулся Войтинский. - Но у нас с Бекмамбетовым тоже есть традиция. Практически каждый год под 31 декабря мы выпускаем фильмы. И в «Черной молнии» новогоднего кайфа не меньше, чем в «Иронии...».
- Как с Бекмамбетовым работается?
- Ну-у-у... Работается и еще раз работается. Тимур не отдыхает, почти не спит. Год назад утром 1 января пришел на работу и давай удивляться: «Куда все подевались?»
- Это шутка?
- Нет, это серьезно. Тимур не знает, что бывают выходные и праздники.
- Во многих фильмах Бекмамбетова снимался Хабенский. Почему его нет в этом фильме?
- Именно. Во многих… Костю очень любим, он замечательный актер. Если есть возможность - стараемся ему роль всегда подобрать, - прокомментировал Дмитрий. - Но в этом фильме герой - очень молодой человек. Это совсем не Хабенский. А давать Косте роль второго плана для того, чтобы получить имя в титрах, - это не совсем правильно. Для актера переиспользованность к хорошему не приводит.
- Хабенский в странной ситуации оказался, - говорит Саша. - Из-за того, что он талантливый, все его хотят. Опасно быть настолько хорошим актером.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Александр ВОЙТИНСКИЙ в 1989 году вместе с Тимуром Бекмамбетовым основал кинокомпанию по производству телерекламы. В 2001 году продюсировал создание музыкальной группы «Звери». После завершения карьеры музыкального продюсера приступил к созданию первого художественного фильма «Черная молния».
Дмитрий КИСЕЛЕВ работает в команде Бекмамбетова с 1997 года. Режиссер второй группы и супервайзер фильмов «Дневной Дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Особо опасен». Награжден премией «Золотой орел» за монтаж фильма «Дневной Дозор».