Джеймс Кэмерон: «В запасе у человечества всего сто лет»

Режиссер демонстрируемого на наших экранах фантастического блокбастера «Аватар» побеседовал с обозревателем «КП» о судьбах планеты.

Кэмерон уверен, что наша судьба решится в этом веке.

Рассказанная Кэмероном история о засланном на планету Пандора казачке, который должен заставить местные племена отступить перед натиском землян, обнаруживших на Пандоре ценный для себя минерал, - отнюдь не политическая аллегория или сатира, хотя трудно не узреть в фильме обуревающий режиссера пафос. Довели до ручки собственный дом - и отправились в гости с привычной целью уничтожения.

- Судя по фильму, вы не строите больше иллюзий относительно людей.

- Ну это не совсем так! Люди все же чертовски изобретательны, некоторые из них очень умны, а кое-кто даже совершает удивительные открытия и поступки. Было время, когда научная фантастика изо всех сил старалась напомнить человечеству о его недостатках, предупредить об опасностях, поджидающих его впереди. А потом появились «Звездные войны», в которых такого месседжа и близко не было… Не хочу винить во всем один фильм, к тому же такой успешный, но вектор фантастики с тех пор изменился. После него никто уже не хотел поднимать серьезные проблемы, публика жаждала беззаботных приключений в космосе. В «Аватаре» я хотел соединить два этих направления в фантастике. Хотите воспринимать его как эскапистское приключение на другой планете, как эмоционально насыщенную любовную историю - пожалуйста. Хотите увидеть за этим еще что-то - увидите. В  картине есть предостережение - о его актуальности говорит хотя бы климатическая конференция в Копенгагене.

«Цивилизация придет к закату»

- Вас всегда увлекала наука, вы и сами ученый в каком-то смысле. Однако именно ученые в «Аватаре» открывают двери в ад…

- Или ящик Пандоры! Наука - это наша дорога к истине. Я не верю в суеверия и предрассудки. Многие полагают, что мы должны верить в то, во что нам нравится верить. Я к таким не отношусь. Считаю, что людям нужна правда, и единственное, что может им помочь, - это наука. Но наука, конечно, производит не только вакцины от ужасных болезней, но и ядерное оружие, которым можно уничтожить все на Земле. Мораль науке не- свойственна. Мы, люди, должны наполнить ее моралью. Мы обязаны контролировать науку, иначе окажемся в ящике Пандоры. «Аватар» - это история о том, что иногда приходится делать моральный выбор, отбросив идеологию и неправильно понятое чувство долга. Главный герой Джек является в чужой мир с миссией, которую должен выполнить, но  в нем происходит переоценка ценностей, и он уже не тот, что раньше.

- По сути, ваш герой отказался выполнять воинскую присягу.

- Нет, он просто делает то, что считает правильным.

- Пославший его на Пандору полковник бросает ему в лицо, что он предал  страну. Но вы его явно оправдываете.

- На самом деле полковник говорит ему, что он предал человеческую расу. Это у вас не совсем точно перевели.

- Но в финале у вас все люди гибнут. Я согласен, что это наилучший выход из положения. 

- В конце фильма говорится, что земляне вернулись в свой умирающий мир. Сейчас, в 2009 году, мы должны решить для себя, в каком мире мы будем жить, умрет он или выживет. Если мы выберем последнее, придется идти на кое-какие жертвы. Но люди очень неохотно идут на жертвы - нам подавай комфорт, машины. Мы хотим продолжать все это до бесконечности. Но выбор делать придется. «Аватар» прозрачен в своем пафосе: если мы не изменимся, то не выживем.

- Сколько времени вы даете всем нам? Как скоро, по-вашему, человечество вымрет?

- Сто лет. По многим научным теориям все должно решиться именно в этом веке. Причем раз и навсегда. Еще один вариант развития событий: человечество ждет ужасный регресс, вымрет подавляющая часть населения, цивилизация придет к закату. Всего этого может и не случиться, если мы начнем наконец использовать альтернативные источники энергии, ограничивать себя в природных ресурсах, защищать окружающую среду и контролировать изменение климата. 

Герои «Аватара» предупреждают человечество об опасности.

«Командировка на Марс - это слишком!»

- Глядя «Аватар», я подумал о том, что вы, похоже, сделались пацифистом, что весьма удивительно для человека, подарившего нам «Терминаторов».

- Существуют разные приемы ведения войны. Жители Пандоры - вовсе не пацифисты: они защищаются, если надо. Я тоже не пацифист. Считаю, что есть время воевать и есть время останавливать войны. Думаю, важно понять разницу. Невозможно, чтобы все взялись за руки и запели. Конфликты все равно будут. Вопрос только в том, насколько они справедливы. Например, Вторая мировая война. Тогда был явный агрессор, и наши страны должны были объединиться, чтобы вместе с ним бороться. Когда фашисты находились под Москвой, невозможно было быть пацифистом. Это было время воевать. Но в «Аватаре» я показываю, что иногда мы встаем на путь войны, и он оказывается неверным. Нужно наконец научиться читать дорожные знаки.

- Несколько лет назад в Каннах вы сказали мне, что не прочь посетить российскую космическую станцию «Мир», и, кажется, даже планировали командировку на Марс….

- «Мир» - да, а Марс - это слишком! Это нереалистично. Думаю, люди отправят корабль на эту планету, может быть, в 2030 - 2040 годах. Меня на этом корабле, к  сожалению, не будет. А на «Мир» я собирался, чтобы снимать там документальный фильм. Хотел прихватить туда камеры и прожить там месячишко, чтобы народ потом узнал, каково это жить в космосе. Сейчас этот проект отодвинут, но не забыт.

- Вы считаете себя «автором»? Лично я думаю, что вы делаете стопроцентно авторское кино.

- В том смысле, что я сам пишу сценарии и снимаю. Кажется, это подпадает под концепцию авторства, придуманную французами. Но я никогда не думаю о себе как о режиссере-авторе с большой буквы.

- Всегда было интересно узнать, кто ваш любимый кинематографист. Не Кубрик ли часом?

- Я очень восхищаюсь Стэнли Кубриком, он потрясающий визионер. Но его фильмам не хватает какой-то теплоты, сердечности. И хотя я всегда восхищаюсь ими, не могу сказать, что получаю от них удовольствие. По крайней мере не такое, какое я испытывал, когда смотрел его «Космическую одиссею 2001 года» в колледже. Режиссер, который впечатляет меня на протяжении наиболее долгого времени, - это Стивен Спилберг. Понимаю, что это расхожий ответ. Он работал едва ли не во всех жанрах и снял картин в пять раз больше, чем я.  Спилберг -  удивительный режиссер. 

- Вам не жалко того, что сотворили с Терминатором в двух последних фильмах, или вам и дела до этого нет?

- Я умыл руки. Прав на персонажей «Терминатора» у меня нет: на этой картине я был наемным работником и не мог контролировать ситуацию. С этими героями студия вправе делать все, что захочет. Они мне не принадлежат. Я предпочитаю смотреть в будущее, а не в прошлое, заниматься новыми проектами.

- Что же это за проекты? 

- Пока не решил. Я ведь только несколько дней назад закончил «Аватар», отдал ему все силы. Сейчас пресс-тур по всему миру. Потом буду отсыпаться в течение месяца. Вот такие мои планы на ближайшее будущее.

- Между «Титаником» и «Аватаром» прошло 12 лет.

- Я не планировал такой перерыв в работе и сейчас не планирую. Но мне нравится не только снимать  полнометражные фильмы, но и отправляться в научные экспедиции, снимать документальные ленты. Я и сейчас собираюсь отправиться в  подводную экспедицию с моим русским другом академиком Анатолием Сагалевичем. Мы дружим 17 лет, ужинали вместе в этот мой приезд и, конечно, вынашивали планы новых экспедиций.  

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Джеймс КЭМЕРОН родился 16 августа 1954 года в Канаде в провинции Онтарио. Изучал физику в колледже, работал машинистом и водителем грузовика. В 1978 году снял любительский фильм, после которого продюсер низкобюджетных фильмов Роджер Корман пригласил его поставить поделку «Битва за пределами звезд». В 1984 году написал и поставил фильм «Терминатор», после которого уже не выпускал удачу из рук.

«Титаник» стал самым успешным фильмом всех времен, собрав кассу в 1,8 миллиарда долларов, а из 11 присужденных ему «Оскаров» лично Кэмерону досталось три: за лучший фильм, режиссуру и монтаж.

Был женат на режиссере Кэтрин Бигелоу, поставившей «К-19», а также продюсере Гейл Энн Херд и актрисе Линде Хэмилтон («Терминатор»). В настоящее время женат на актрисе Сьюзи Эмис.

5 лучших фильмов Кэмерона: