Идея объединить все виды городского транспорта – метро, трамваи, троллейбусы и маршрутки - «под одной крышей» появилась давно. А после передачи подземки из государственной в городскую собственность стала более достижимой. Насколько реально глобальное объединение транспортников и что оно даст пассажирам, разбирались корреспонденты «КП».
Троллейбусы уже с GPS-датчиками, трамваи – на очереди
Вчера торжественно открыли единый диспетчерский центр КП «Харьковпасс». Как уверяют его создатели, первый во всем СНГ.
Предполагается, что Центр, расположившийся в помещении метрополитена, должен управлять подземкой, трамваями, троллейбусами и автобусами. Но пока что можно говорить только о первых трех из них – маршрутками специалисты займутся немного позже.
Сейчас лучше всего мониторится работа метро: диспетчеры могут отслеживать не только движение поездов по всем линиям, но и количество пассажиров на разных станциях – причем в режиме он-лайн. С электротранспортом пока сложнее: данные о количестве горожан, проехавших по билетам или по льготным документам, поступают посуточно. Тем не менее, движение самого транспорта видно в реальном времени – благодаря GPS-передатчикам (правда, пока что система работает в тестовом режиме). Сейчас передатчики установлены на троллейбусах, а после Нового года ими оборудуют трамваи. Чиновники уже подумывают над тем, как убедить частных автоперевозчиков тоже подключиться к системе.
- С одной стороны, эта система даст строгий учет проезда льготников,- считает мэр Михаил Добкин. - С другой, учитывая транспортную нагрузку в разных частях города, особенно в пиковые периоды, позволит правильно сформировать транспортную схему.
В непогоду трамваи подменят городскими автобусами
Бывшие сотрудники подземки и нынешние «Горэлектротранса» от новшеств ждут только хороших перемен.
- Я считаю, что это грамотный подход. Диспетчерский центр управления сможет контролировать движение всего городского транспорта. Например, если непогода, трамваи забуксовали, то можно оперативно выслать автобусы, заменить один вид транспорта другим, - рассуждает экс-машинист метро с 15-летним стажем Сергей Крючко.
Водитель трамвая из Салтовского депо Борис и вовсе видит всю транспортную систему под единым руководителем и с общим на всех бюджетом. Мол, в трамваях так и будут кататься льготники, а муниципальные маршрутки и метро покроют расходы убыточного «Горэлектротранса» - ведь котел-то будет общий. Подобная система действует в Москве, поэтому там трамваи, троллейбусы и маршрутки и ходят без перебоев, объясняет Борис.
Управлять коммунальными подземкой и «Горэлектротранспортом» и вправду будет муниципалитет, говорит начальник харьковского метрополитена Сергей Мусеев. Но один на все виды транспорта бюджет - такого в планах пока нет, отмахивается директор подземки.
Заменить одним махом 1500 частных автобусов не удастся
Либо хорошо, либо никак - единой транспортной системы еще и в помине нет, а частные перевозчики уже отказываются официально комментировать перспективы ее внедрения. Мол, говорить об этом им запретили. Неофициально же «частники» признаются: слабо верят, что за месяц можно реально запустить такую махину.
- Единый диспетчерский центр — это, по сути, комнатка с несколькими компьютерами. Чтобы он принес реальную пользу, нужно снабдить GPS-датчиками все троллейбусы, трамваи и автобусы. Но перед этим детально изучить все пассажирские маршруты, сколько людей они перевозят, а этого в Харькове никто не делал. И, наконец, единую транспортную систему могут позволить себе далеко не все развитые страны, потому что стоит она несколько десятков миллионов долларов, - недоумевают перевозчики.
В то, что муниципальные маршрутки смогут вытеснить частные, транспортники не верят - сейчас в городе работает около 1500 приватных автобусов, попробуй-ка замени их одним махом!
Мнение экс-мэра
У экс-мэра Харькова Владимира Шумилкина идея единой транспортной системы вызывает стойкое удивление.
- Это что, будет один начальник, или для всех троллейбусов и автобусов цвет выберут одинаковый? Идея улучшить городской транспорт всегда была актуальной, но здесь все взаимосвязано. Если мало тратим на оплату услуг, то и комфорт соответствующий, - размышляет Шумилкин.