Егора Гайдара проводили в последний путь

Проститься с реформатором пришли тысячи людей.

В Москве простились с Егором Гайдаром. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Прощание с Егором Гайдаром было назначено на 12-00. Но уже минут за сорок до начала церемонии у ворот ЦКБ стала скапливаться очередь из тех, кто решил в этот морозный день (а в Крылатском было минус 17) проститься с реформатором.

Кстати, среди собравшихся было немало людей преклонного возраста. Это было, пожалуй, самым удивительным. Ведь именно старшее поколений наиболее болезненно пережило экономические реформы начала девяностых.

- Вам же несладко было тогда? Почему же вы решили сегодня прийти сюда, с букетом цветов?- спросил я у пожилой женщины, которая представилась мне Марией Смышлевой.

- Да, наверное, у Гайдара не все тогда получалось. И нам жилось нелегко, - сказала она.- Инфляция взорвалась, цены повысились, наши сбережения сгорели. Но и сейчас нам живется непросто. А Егора Гайдара мне жалко. Потому что он был искренним в своем желании сделать жизнь лучше. За это я его уважала. Поэтому пришла сюда.

Люди все прибывали и прибывали. Как оказалось, некоторым пришлось по 30-40 минут стоять на улице, чтобы приблизиться к ритуальному залу ЦКБ, где стоял гроб с телом Егора Гайдара.

Даже по приблизительный прикидкам можно сказать, что в этот день проститься с реформатором пришли тысячи москвичей. И это тоже было удивительным, по крайней мере, по мнению тех политиков, с которыми мне удалось поговорить.

Цветов, которые приносили москвичи, было так много, что они не умещались на постаменте у гроба и их через каждые полчаса приходилось охапками уносить. Мраморный пол в ритуальном зале был весь усыпан лепестками роз….

Сам ритуальный зал с трудом вмещал представителей российской политэлиты – как старой, ельцинско-гайдаровской, так и новой.

Вдова первого президента России Бориса Ельцина Наина Иосифовна приехала вместе с дочерью Татьяной Юмашевой – в руках у них были небольшие букеты роз.

Бывшие премьеры Виктор Черномырдин, Сергей Степашин, Михаил Касьянов вошли в зал в общей очереди. Черномырдин был задумчив. Степашин, перекрестившись и выразив сочувствие родственникам покойного, отошел в дальний угол. Касьянов занял место неподалеку от Григория Явлинского.

Даже по приблизительный прикидкам можно сказать, что в этот день проститься с реформатором пришли тысячи москвичей. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Валерия Новодворская пришла со своим складным стульчиком и расположилась рядом с родственниками (стульчик за ней все время носил Константин Боровой).

Поначалу казалось, что прощание пройдет без слов. Оно и без того было красноречивым – похоже, в ЦКБ не ожидали, что придет столько народу: под напором толпы то и дело со звоном падали на пол столбики ограждения. Но слова в этот день все же прозвучали. В том числе из уст высокопоставленных правительственных чиновников.

Министр финансов Алексей Кудрин поделился:

- Об этом мало кто знает, но Егор Гайдар до последних дней работал с нами в тесном контакте. Мы постоянно созванивались, встречались – он давал свои экспертные оценки нашим решениям. Правда, понимая, как это может быть воспринято частью общества, не хотел этого афишировать. Нам будет его не хватать.

- Егор оставил нам солидное наследство – взять ту же налоговую систему, в разработке и формировании которой он принимал самое активное участие, - сказал институтский товарищ Гайдара и нынешний вице-премьер Александр Жуков.

- Мы хороним праведника, хороним святого, - как всегда эмоционально выступила Валерия Новодворская.- Егор Гайдар был настоящим декабристом, Моцартом реформ.


Цветов, которые приносили москвичи, было так много, что они не умещались на постаменте у гроба и их через каждые полчаса приходилось охапками уносить. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Наина Ельцина вспомнила о том, что Борис Николаевич восхищался умом и талантом Гайдара и очень переживал из-за того, что Егору Тимуровичу приходится нести на себе не только груз ответственности, но и огульных обвинений. А Борис Немцов у гроба попросил у своего друга Егора прощения ( они поссорились незадолго до смерти Гайдара). В заслугу Гайдару он поставил то, что тот спас Россию от хаоса и смерти, и заметил:

- Лучшая память о Гайдаре – правда о том, что он сделал.

Среди собравшихся было немало людей преклонного возраста. Это было, пожалуй, самым удивительным. Ведь именно старшее поколений наиболее болезненно пережило экономические реформы начала девяностых. Фото: Олег РУКАВИЦЫН

- Егор был абсолютным моральным лидером в нашем правительстве, которое начинало реформы, и оставался таковым для многих из нас до последнего своего дня.

Так оценил роль своего близкого друга Анатолий Чубайс. И добавил:

- Никто не знает, от скольких бед и опрометчивых решений спас Егор и правительство, и тех, кто работал с ним рядом. Я надеюсь, что следующие поколения будут оценивать Гайдара справедливее, чем это делают сейчас.

У гроба реформатора слова уважения к делам и личности Егора Гайдара пожелали высказать и многие рядовые москвичи, те самые, которых привыкли считать «жертвами» его реформ.

Прощание продолжалось более четырех с половиной часов. Видимо, Гайдар и в самом деле представляет собой нечто большее, нежели просто директор Института экономики переходного периода, кем он работал последние годы своей жизни.