Министр юстиции Украины Николай Онищук: «Если у вас забирают залоговую квартиру, нужно идти и договариваться с банком»

Главный юрист страны ответил на вопросы читателей «Комсомолки».

В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ БАНКИ ИДУТ НАВСТРЕЧУ

- Добрый день, беспокоит Максим. Слышал, что в новом году банки смогут отбирать залоговые квартиры у должников без решения суда. Так ли это?

- Нет, это не так. Все залоговое имущество имеет отдельный правовой режим. Если должник не выполняет своих обязательств, то есть не выплачивает проценты и вовремя не погашает кредит, банк имеет право запустить механизм по взысканию залогового имущества. Все эти процессы проходят на основании решений судов, исполнительной надписи нотариуса или же согласно договору, по которому банк может потребовать от заемщика вернуть долг или передать залоговое имущество.

Эта норма существует уже давно, нового ничего здесь нет. Дискуссия, которая разгорелась в СМИ, касалась именно последствий надписи исполнителя. Должники задали вопрос: будет ли надпись основанием для того, чтобы залоговое имущество было реализовано на открытых торгах? Позиция Минюста такова: если речь идет о недвижимости, которая находится в залоге у банка, а банк документально может подтвердить факт систематических неплатежей согласно договору, то в таком случае финучреждение вправе обратиться к нотариусу. Но этот процесс может быть запущен, если человек, который платит кредит, предупрежден о своей задолженности и продолжает игнорировать банк. Тогда фин­учреждение обращается к нотариусу, чтобы сделать исполнительную надпись, потом - в Государственную исполнительную службу, где и начинается процедура по реализации залогового имущества должника.

- А что же делать, если такая ситуация возникла?

- Прежде всего советую обратиться в банк. Ни в коем случае не прятаться. Пойдите и объясните сложившуюся ситуацию. Вы должны показать банку свое желание выполнить условия договора, убедить, что попали в такую ситуацию исключительно из-за экономического кризиса, потери рабочего места. Я уверен, в большинстве случаев банки идут заемщику навстречу. И в 80% перезаключают договора, могут пролонгировать, поменять условия.

- Вы говорите - перезаключение договора, но чем это может грозить заемщику?

- Если ситуацию по вашему кредиту удалось урегулировать, банки, как правило, увеличивают срок платежей. Простыми словами, если нужную сумму необходимо было выплатить за три года, этот срок могут растянуть до 5-6 лет. Но, подписывая новый договор, банки в большинстве случаев увеличивают процентную ставку.

Конечно, если у вас забирают квартиру, вы можете обратиться в суд, чтобы обжаловать действия банка или государственного исполнителя. Но хочу сразу сказать: перспектив получить судебную защиту у вас немного. По статистике, только 5 процентов из таких заявлений удовлетворяются судами. Остальным приходит отказ. Ситуация неприятна, но нужно понимать, что иногда у банков нет выхода. Ведь деньги, которые он предоставил кредитору, нужно возвращать. Это же депозиты физических лиц, которые, в свою очередь, требуют уже вкладчики у банка.

«ХОТИМ ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТУ СУДЕБНЫМ ИСПОЛНИТЕЛЯМ В 2 РАЗА»

- Здравствуйте, звонит вам Светлана из Киева. На днях вы впервые отпраздновали День работников Государственной исполнительной службы. Что удалось достичь за время независимости? К чему вы стремитесь?

- Исполнительная служба родилась еще в конце 90-х годов. Это очень важно, ведь любое решение суда чего-то стоит только тогда, когда оно действительно выполняется.

Сегодня в составе Государственной исполнительной службы работают около 10 тыс. сотрудников, они действуют в каждом районном центре. К сожалению, ситуация с выполнением решений судов пока неудовлетворительная. Статистика говорит о том, что из 8 млн судебных решений, которые сегодня находятся на контроле исполнительной службы, только 4,5 млн удается закрыть. В процентном соотношении это 55,5%. Но мы стремимся к 100%.

Тем не менее мне приятно сообщить о том, что уровень выполнения решений судов в 2009 году стал лучшим за все 10 лет. С моим приходом как министра мы разработали программу повышения эффективности этой службы. Внесли проекты законов об отмене многих мораториев. Я лично пытаюсь поднять уровень заработной платы госисполнителям в два раза. В среднем по стране они получают около 4 тысяч гривен. Но я считаю, что мы должны платить не менее 1000 долларов, чтобы можно было от них требовать односторонности. Так делают во всем мире.

Вот Грузия, к примеру, таким способом победила коррупцию в ГАИ, сделав зарплату инспекторам около 2 тыс. долларов. Не случайно Грузия в рейтинге по уровню коррупции находится на 48-м месте, а Украина - на 146-м.