Оказывается, фильм, который большинство зрителей восприняли как режиссерский вымысел, для столицы Украины вполне может оказаться пророческим.
Дело в том, что наш город выстроен на планетарном разломе. В связи с этим специалисты не исключают: если мы и дальше продолжим так же наплевательски относиться к земной коре, давя на нее все новыми и новыми высотками, природа попытается освободиться от лишней обузы и уничтожит мегаполис. Уже много лет киевские ученые ищут ответа на вопрос, как избежать подобного катаклизма. О возможных вариантах развития событий и необходимости внедрения в Киеве концепции упреждений, над которой работает Президиум Академии строительства Украины, нашей газете рассказали кандидат технических наук, член-корреспондент Академии строительства Украины Борис Маслов и его коллега из академии Эдуард Киркевич.
ПРЕДКИ ЧУЯЛИ ОПАСНОСТЬ
- Нам стали доступны результаты зондирования земной коры, которое провели со спутника. На снимках хорошо видно, как по территории столицы проходит пресловутый «киевский разлом». Специалисты считают его разломом планетарного типа. Он тянется от Выдубичского монастыря до устья реки Сырец. Длина - около 10 км. Вся эта местность опасна для строительства. На ней нельзя сооружать высотки, газопроводы, магистрали, вмешиваться в земную кору путем разрытий, бурений, так как они способны спровоцировать кошмарные последствия. Природа подобных явлений до конца не известна. Внизу разлома - плиты кристаллического фундамента. Они двигаются! Земля там… живая. Несмотря на то что разломы проходят по всему городу, наиболее опасны точки их пересечения. Так сложилось, что они сосредоточены в центре Киева.
- Вы сказали: земля «живая». Значит ли это, что она дышит, словно человек?
- Близко к истине. Возьмем для примера возвышенность на Печерске. Так вот, она ежегодно подымается на 0,02 см. Это очень быстро. Легко подсчитать: за 200 лет почва там подрастет на целых 40 см! Кто-то подумает: всего лишь незначительный бугорок. Но для крупных зданий это крайне существенно! Результатом таких «шишек» становятся трещины в домах, аварии коммуникационных линий и даже разрушения зданий. Вот наши предки, не имея специальной аппаратуры и технологий, каким-то образом чувствовали опасность и жилье в местах разломов себе не строили. Все, что там появлялось, - только храмы.
|
- Кроме Печерска, где еще в Киеве опасные зоны?
- Практически весь центр: Крещатик, Майдан Незалежности, Бессарабская площадь, район Лавры, Черепанова гора, участок, где находится филармония (которая, кстати, начала давать трещины). А также строение Кабинета министров. Если бы над ним не «шефствовал» Институт конструкций, оно бы давно треснуло. Еще Контрактовый дом, Андреевская церковь - все они расположены на плохой местности, и все объекты там трескаются. Сейчас вообще производится подрезка склонов на Боричевом спуске, на Подоле около Андреевской церкви, на днепровской набережной - такие действия способны спровоцировать плачевные последствия. Неблагополучна и территория вокруг стадиона «Олимпийский». Трудно сказать, как поведет себя земля в условиях столь масштабной реконструкции. Существует опасность и на Красноармейской.
ДОМ НА ГРУШЕВСКОГО, 9А, КРУПНО РИСКУЕТ
- Если сегодня все будет продолжаться в том же духе, чего нам ждать завтра?
- Прежде всего - повсеместного появления трещин и разломов. Не хотелось бы говорить о каких-то возможных трагических финалах, просто приведу несколько примеров из мировой практики. Площадь святого Марка в Венеции. Сейчас там высокая колокольня. В начале ХХ века она в одночасье рухнула, и причины доселе не известны. Софийский собор в Константинополе неоднократно разрушался из-за воздействия геологической среды. Теперь относительно наших современных объектов. В огромной опасности высотка на Грушевского, 9а. Неудивительно, что там распродают квартиры. Здание отгрохали как раз на трещине скола. Мы говорили об этом много и давно, в нашей концепции описаны все подобные зоны. Предупреждали, что строение рано или поздно поползет. Но нас никто не послушал. А ведь об этой трещине знали еще до Второй мировой войны. Она отслеживалась с 40-х годов и изучается по сей день. Но ничто не остановило инвестора... И подобное творится во многих местах. Поэтому сегодня нужно говорить не о строительстве, а о запрете на него в аналогичных точках.
- Какие же еще объекты под ударом?
- На самом деле их немало. И вообще строительство на сколах - не единственная проблема. Как я уже говорил, очень важно не провоцировать земную кору. К примеру, волнует нас будущая 150-метровая (60 этажей. - Прим. авт.) высотка, которая вскоре появится в нескольких метрах от Центрального загса. Мало того что многоэтажку возводят в пойме реки Лыбидь, то есть подземные гаражи там обречены на вечное подтопление, так еще и расположили ее прямо на разломе! Сваи этого гиганта забивают на глубину 150 метров. Получается, воздействие на почву достигнет порядка 300 метров, в то время как расстояние до кристаллического фундамента здешнего разлома - около 400. Создается точечная нагрузка на трещину!
ДАМОКЛОВ МЕЧ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
- И чем грозит подобная нагрузка? Дом свалится в яму?
- Нет, проваливаться он не будет. А вот наведенная сейсмичность может иметь место. Простыми словами: если вдруг произойдет небольшое землетрясение, то здание пострадает основательно, ибо разрушительная опасность и балльность там выше, чем в среднем по городу. Причем землетрясения в Киеве - явление не такое уж редкое. Стоит вспомнить 1990 год. Тогда нас немножко «поколотило». Страшно представить, если похожие толчки повторятся…
- Значит, то, что мы увидели в голливудском фильме «2012», однажды превратится в реальность?
- К сожалению, знать этого никому не дано. Исключать и утверждать что-то - тоже неразумно. Следует быть начеку. Ведь мы за последнее время много чего изменили в ландшафтах. Были построены моря, к примеру, Каневское. Из-за него уровень воды в Днепре сильно повысился. В результате грунтовые воды тоже поднялись на 6-10 метров, причем всего за 50 лет. Все это ведет к тому, что общая сейсмическая опасность увеличивается, а значит, в будущем не исключены разрушительные землетрясения.
УЧЕНЫЕ БОЯТСЯ ТЕХНОГЕННЫХ БЕД
- Но почему режиссеры фильма выбрали именно 2012 год? Дата просто взята с потолка?
- Как ни странно прозвучит, но 2012-й тревожит недаром. Дело в том, что ведущие сейсмологи мира и ученые предвидят сложные техногенные проблемы именно в этом году. Связаны они с геомагнитными явлениями и человеческой деятельностью. Имеются сведения, что в первой половине XIX века уже происходило нечто подобное. К счастью, тогда не существовало высоток, электрических систем и компьютеров. В противном случае все это рисковало рухнуть и выйти из строя. Но, невзирая на грустные прогнозы, утверждать, будто в 2012-м нас ждут глобальные разрушения, нельзя. Даже в силу этических норм.
- Так что же нам делать, чтобы хоть как-то обезопаситься от катастрофы?
- Первое - необходимо разработать стратегию упреждения. Концепцию надо утвердить на уровне Кабмина и определиться с заказчиком. Далее должна начаться раздача заданий научно-исследовательским и проектным институтам, которые будут обязаны подготовить конкретные мероприятия. Параллельно следует осуществлять научные исследования и совершенствовать нормативную сторону, создавая план застройки Киева. Ведь сегодня у нас нет механизмов ее запрета или препятствования ей. Такие вещи должны выполняться специализированными институтами. Ну и, естественно, государству придется обеспечить финансирование.
- А какие мероприятия уменьшат риски прямо сегодня?
- Хорошо бы подумать над тем, что мы выстроили и хотим возвести в будущем. Надо решить, как разгрузить Правый берег от машин и людей. Выход, кстати, есть. Лет 35 назад на правительственном уровне обсуждалась концепция создания на Левом берегу компактного «уолл-стрит». Туда предполагалось перенести министерства, правительство, банки, обеспечить там же их сотрудников жильем. Подобными мерами мы разгрузим центр. Ведь наш Киев еще никогда не испытывал столь колоссальных нагрузок! Природа может нам за это отомстить.
КСТАТИ
Каменные джунгли сводят с ума
Тамара КОЗЛОВА, психиатр:
- Наукой доказано, что в новых районах, где существуют однообразные застройки и планировка, бурно развиваются депрессивные явления. Люди начинают страдать деформацией сознания и даже психическими заболеваниями. Растет уровень преступности и насилия. В итоге народ превращается в «население», происходит своего рода зомбирование. Подобных граждан нынче модно называть «электоратом». Ими легко управлять, им свойственны паника и сумбур в действиях. Яркий тому пример - последняя эпидемия гриппа.