«Голубой огонек»: 80-е. Тото Кутуньо, Асисяй и рок-группы

«КП» проследила, как рождалась, жила и во что превратилась самая популярная новогодняя передача.

В двух предыдущих выпусках «толстушки» (они доступны на сайте kp.ua) мы рассказали о том, что представлял собой «Голубой огонек», главная новогодняя телепередача, в 60-х и 70-х годах прошлого века. Сегодня на очереди - 80-е, время, изменившее жизнь страны.

К началу 80-х цветное телевещание, до этого бывшее скорее приятным исключением на черно-белом фоне, превратилось в обычное явление. Качество изображения улучшилось многократно, но до настоящих спец­эффектов дело еще не дошло, хотя «чудо-возможности телевидения» в «Огоньках» пытались обыгрывать постоянно. Например, встречая 1982 год, ведущие Владимир Конкин и Татьяна Веденеева изображали телесвязь студии с экипажами летящего через всю страну самолета и бороздящего Арктику атомохода и даже пограничниками на Дальнем Востоке. А годом позже Михаил Державин «удивлял» народ, внезапно исчезая из кадра в одном месте и появляясь в другом. Четверть века назад у нас была страна непуганых телезрителей.

На манеже уже все те же

Именно в «Голубом огоньке» народ впервые увидел Пугачеву с дочкой.

Это не может не удивлять, но набор основных персонажей на «Огоньках» почти тридцатилетней давности не слишком отличается от тех, кто будет присутствовать в телевизоре на встрече 2010 года. Уже тогда Владимир Винокур пародировал Льва Лещенко, а сам Лещенко пел песни про любовь и жизнь, которая становится лучше. А за роялем им уже тогда аккомпанировал Левон Оганезов.

Немного удивляет и то, что сегодня многие из артистов выглядят даже лучше, чем тогда. В 1981 году «новобранец» новогодних телезастолий София Ротару спела «Счастья тебе, Земля моя» и с тех пор не изменилась вообще (какова в этом вопросе заслуга пластических хирургов, сейчас не важно). Начинавшая с «Огоньков» 60-х Эдита Пьеха в середине 80-х как будто замерла во времени. А вот Алла Пугачева в начале 80-х хоть уже и носила титул королевы советской эстрады, но королевского вида не имела.

Жан Лу Кретьен вместо Гагарина

Ни одна эпоха не может существовать без героев. Одна из функций «Огонька» как раз и была в чествовании тех, на кого надо равняться. Но в 80-х выяснилось, что само понятие «герой» стало вдруг размываться.

Двадцать лет назад Юрий Гагарин был всеобщим кумиром, но с тех пор космонавт превратился просто в человека редкой профессии. В начале десятилетия гагаринское знамя еще держали, например, французские космонавты. Жан Лу Кретьен из Звездного городка на отличном русском языке произносил тост-поздравление советскому народу.

Некоторое время инициативу удерживали спортсмены. Обыгравший в 1981 году во второй раз в матче за мировую шахматную корону Виктора Корчного Анатолий Карпов удостоился за это в новогоднем «Огоньке» пары минут интервью. А выигравшие Кубок Кубков тбилисские динамовцы - даже целого номера. В нем Котэ Махарадзе (комментаторы тоже стали героями!) вместе с актером Владимиром Басовым расспрашивали Давида Кипиани о планах на предстоящий чемпионат мира в Испании.

Из новогодних «Огоньков»

Телемост Москва - Тбилиси

Владимир Басов (из телестудии): - Дато, все с нетерпением ожидают финала футбольных игр в Испании. Будете ли вы счастливы, если в решающем матче забьете решающий гол?

Вячеслав Полунин начинал в «Огоньках» с образа Асисяя.

Давид Кипиани: - Я, конечно, был бы рад, но, как говорится, мяч круглый. Особенно приятно забивать решающие мячи англичанам, но будут это аргентинцы или бразильцы, не имеет никакого значения. Пусть гол забьют Рамаз Шенгелия, Олег Блохин или Юрий Гаврилов. Главное, чтобы этот гол был!

«Тот самый Мюнхгаузен-2» и «Мимино возвращается»

Идея снимать продолжение всенародно любимых фильмов, овладевшая умами отечественных кинематографистов в XXI веке, была вполне актуальна и два с лишним десятка лет назад. Так, в одном из «Огоньков» зрителям показали «не вошедшие в картины» сцены сразу из трех популярных фильмов. Олег Янковский от лица барона Мюнхгаузена рассказывал очередные байки о своих приключениях. Сухов и Саид обсуждали, как расцвел при советской власти Восток и особенно его женщины. А Вахтанг Кикабидзе в образе Мимино исполнил очередной хит и немного порулил самолетом.

Из новогодних «Огоньков»

Сцена из «фильма»

Барон Мюнхгаузен (Олег Янковский): - Пригласил меня как-то на новогодний бал герцог Ганноверский. 31-го вечером сажусь на коня, скачу, и вдруг в пути меня застает пурга. Времени - половина двенадцатого, а до Ганновера скакать не меньше часа. Успеть - не в моих силах, а опаздывать - не в моем характере! Что делать? Тут меня осенило! Земля-то круглая! Если быстро двигаться вокруг Земли, но против часовой стрелки, то время отступает. Я надвинул поглубже шляпу, пришпорил коня и поскакал! Когда я сделал полный круг, то вернулся назад в ту же точку, но на сутки раньше, то есть тридцатого!

- Если двигаться против часовой стрелки, то можно попасть во вчерашний день?

- А если по часовой, то в завтрашний!

Вайкуле и Леонтьева не пускали в новогодний эфир до начала перестройки

Тынис Мяги против Тото Кутуньо

Игнорировать «тлетворное влияние Запада» становилось все труднее. В начале 80-х за полуиностранного певца вполне сходил Тынис Мяги, который как-то уж слишком бодро для эстонца пританцовывал на «Огоньках» под «Спасите, спасите, спасите разбитое сердце мое». Но уже тогда стали появляться отдельные представители дружественных держав. Особняком проходила итальянская эстрада. И если в 1981 году началось с мало кому известной итальянки Ивы Дзаники, то в 1985-м дошло уже до самого Тото Кутуньо, хоть и в качестве записанного отдельно номера.

Однако мысль, что счастливую массовку можно снимать отдельно, пришла к создателям «Огоньков» не сразу. И, например, под ту самую Иву Дзаники, третьеразрядную певицу, отплясывать, изображая радость, пришлось народной артистке Софико Чиаурели, певцу Большого театра Евгению Райкову, актерам Александру Кузнецову и Спартаку Мишулину и даже Котэ Махарадзе.

Кто пустил Асисяя?

Исключительно из-за того, что матерые «проверенные» сатирики, на протяжении десятилетий пропесочивавшие отдельные недостатки, в силу возраста уже сошли со сцены, снимать ради народного веселья приходилось тех, кто помоложе. Ведь нельзя же оставлять Новый год без смеха. Из старой гвардии в 80-х удержались лишь далекие предки «Новых русских бабок» Авдотья Никитишна и Вероника Маврикиевна (Вадим Тонков и Борис Владимиров). Молодая поросль была представлена Геннадием Хазановым, шутить которому разрешалось лишь над дураками на местах, и Вячеславом Полуниным, чей герой Асисяй с его абстрактным юмором вообще неизвестно как пролез на советское ТВ. И тем не менее Полунину в образе Асисяя доверили и свои знаменитые номера «Телефонный разговор» и «Низ-зя!» представить и даже в ведущие одного из «Огоньков» допустили.

Жанна Агузарова была в числе первых рок-н-ролльщиков в «Голубом огоньке».

Из новогодних «Огоньков»

Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитишна:

- А ты, Маврикиевна, хоть чувствуешь, что Новый год наступил?

- Естественно, Авдотья Никитишна! Он чувствуется во всем. Мне вчера три раза в магазине сказали: «Куда вы лезете!!!» Надо нашу елочку поставить в воду и засыпать три пачки аспирина. Тогда она долго-долго будет зелененькая.

Юмор у «бабок» Тонкова и Владимирова был простой, но народу нравился

- Это что еще за глупости?

- Ну какие глупости?! У меня болела голова, я приняла три пачки аспирина и всю неделю ходила зеленой! А теперь мне нужно быть беленькой, мне в нашем жэке обещали дать роль на детском утреннике. Думаю, Снегурочки.

- Почему ты думаешь, что Снегурочки?

- Они: ты будешь вся в белом и с косой.

- А мне тут тоже роль предложили. Я пришла на рынок покупать веник. Мне говорят: веников нет, есть метла. Вам завернуть или вы прямо на ней полетите?

Новая волна смела монстров эстрады

Впрочем, все сказанное справедливо лишь к первой половине 80-х. Новогодний «Огонек» в начале десятилетия и в его конце - две разные программы на одну тему. За недолгие годы и зрители, и создатели передачи изменились слишком сильно. Кроме того, с должности главы Гостелерадио попросили державшего телевидение в ежовых рукавицах Лапина, Горбачев объявил перестройку, и скрытые течения начали одно за другим вылезать на поверхность.

В программу «Огонька» стали попадать те, кого прежде к нему не пускали на пушечный выстрел. Валерий Леонтьев, чьи наряды возмущали теленачальство, Михаил Жванецкий, чей юмор руководство отказывалось понимать.

Тынис Мяги в начале 80-х был одним из наших «главных иностранцев».

Ну а, прикрывшись словами про новую волну и новые требования масс, в «Огонек» прорвались те, кого еще недавно гоняла вся милиция Советского Союза. Макаревич, Агузарова, Сюткин, рок-группы «Форум» и «Пикник» заняли места, еще недавно принадлежавшие мэтрам советской песни. Ну а когда еще через год подтянулись Александр Серов, Сергей Минаев и Алексей Глызин, «Огонек» начал стремительно утрачивать свой статус культовой программы, демонстрировавшей лучшее, что было в стране. Он превратился просто в актуальную тусовку.

ЧТО СМОТРЕЛИ?

1 января 1982 года. Первая программа

0.05 «Новогодний голубой огонек»

«Заздравная» (песня из кинофильма «Весна», Л. Казарновская, В. Чернов).

Ансамбль «Березка».

«Пожелание» (В. Кикабидзе).

Ария Золушки из оперы «Золушка» (А. Стасюнайте).

Танец «Рио-Рита».

Цыганская народная песня (трио «Ромэн»).

«Монолог астролога» (В. Басов).

«Сегидилья» из оперы «Кармен» (Т. Синявская).

«Родина» (Е. Райков).

«Никогда я не был на Босфоре» (Т. Доронина).

«Счастья тебе, Земля» (С. Ротару).

Стихотворение «1982-й» (А. Вознесенский).

Вальс из музыки к повести А. Пушкина «Метель».

Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» (М. Магомаев).

Финал Концерта ля минор для скрипки с оркестром.

Пантомима «Телефонный разговор» (В. Полунин).

Интермедия «Елки-палки» (Б. Владимиров, В. Тонков).

«Я сегодня - весна» (Л. Сенчина).

«Однозвучно гремит колокольчик» (Т. Синявская, М. Магомаев).

«Детектив» (Т. Мяги).

Интермедия «Попугай» (Г. Хазанов).

«Не уходи» (Ива Дзаники, Италия).

«Некогда» (А. Миронов).

«Возвращение» (А. Пугачева).

«Веселая моя» (В. Вишневская).