Сергей Тигипко рассчитывает на умных людей

Таких, по мнению известного политика и финансиста, подавляющее большинство и на западе, и на востоке Украины. И каждый из них способен внести свой вклад в успешное будущее сильной страны.

Общаясь с львовянами, лидер партии «Сильная Украина» подчеркивал: надо сокращать расходы на содержание громоздкого государственного аппарата и поддерживать малый и средний бизнес.

Голос единицы тоньше писка», - писал незабвенный Владимир Маяковский. Но, если вдуматься, голос никому не известного талантливого студента, помноженный на голоса рядового фермера, успешного предпринимателя, гениального (но никому не известного ученого), вместе с ними может изменить судьбу одного отдельно взятого европейского государства. Именно к таким исключительным людям и пытается достучаться лидер партии «Сильная Украина».

Кредиты - не выход

Львов - это звучит гордо. Это звучит громко. Это звучит нежно. И я (простите, читатели, за лирику. - Прим. авт.) давно растворился в этих звучаниях.

- Ты не был у нас восемнадцать лет, а все еще любишь Львов?! - удивился мой коллега, с которым в свое время была выпита не одна чашка кофе… и не один «кухлык» местного пива. - Да за это время ничего же не изменилось! Понимаешь, ничего!

Впрочем, друг прав, за восемнадцать лет моего отсутствия здесь мало что изменилось. Новые названия старых магазинов и кафе не в счет. Хотя теперь у славного города есть шанс начать новую жизнь, напомнить о себе всему миру. Как-никак, а на носу Евро-2012.

- Как бы не так! - ехидно заметил мой старый знакомый. - На Киев надежды нет. Я тут пообщался с людьми. Чтобы не ударить в грязь лицом, город влез в такие кредитные долги…

К слову, ситуация с этими самыми кредитами беспокоит не только местную власть и рядовых львовян. Тревожит она и известного политика Сергея Тигипко, приехавшего сюда ради откровенного разговора с жителями города и его окрестностей.

- Решение УЕФА о том, что Львов войдет в четверку городов Украины, удостоившихся чести принимать у себя всемирно известный футбольный чемпионат, не может не радовать. Смущают только долги, которые городу придется отдавать, чтобы все требования инспекторов этой авторитетной организации воплотились в жизнь, - охарактеризовал ситуацию известный финансист. - Меня беспокоит тот факт, что все они лягут на плечи местной громады. А вот отдавать их будет нелегко.

- Что же нам делать? - поинтересовались у Сергея Леонидовича львовские журналисты.


Директор украинско-германского предприятия «Олнова» рассказывает, что их уникальное оборудование заказывают многие европейские страны. В Украине оно не востребовано.

- Надо сменить нынешнюю систему власти, - ответил он. - Сократить расходы на содержание громадного государственного аппарата с тысячами чиновников. Поддержать малый и средний бизнес и создать сильную президентскую власть, которая сможет системно и быстро решить все накопившиеся проблемы.

Чистота - залог здоровья

Наведение этой самой чистоты в городе - залог благополучия львовянина Федора Степановича, который каждый вечер волочет неизвестно куда тележку, полную картонной тары. Куда именно - бывший прапорщик ВВС СССР незнакомцу не скажет.

- Твое какое дело? - отвечает вопросом на вопрос экс-военнослужащий некогда самой сильной армии в мире.

Но позже признался, что таким образом обеспечивает себе ощутимый приварок к пенсии.

На территории от Оперного театра имени Заньковецкой и до самой Ратуши (ныне мэрия Львова. - Прим. «КП») он да дворники - главные борцы за чистоту. Вверенный их заботам район содержится в идеальном порядке. Львовяне - большие аккуратисты, и уже за одно это их родной город вправе носить звание истинно европейского. Увы, его примеру пока следуют не повсеместно.

Пример европейского подхода к борьбе с мусором можно наблюдать всего в 40 километрах от столицы Западной Украины, в небольшом уютном городке с названием Бусск. И пример этот наглядный.

На глазах Сергея Тигипко мудреный механизм, разработанный инженерами совместного украинско-германского предприятия «Олнова», за две минуты, что называется, перемолол кузов легкового автомобиля.

- Вот так и решается проблема утилизации старых  машин! - рассказали заводчане киевскому гостю. - С машины снимается весь пластик, который тоже можно переработать, и пожалуйста - компактный металлический лом можно отправлять на переплавку.


Этот комбайн отечественного производства утилизирует мусор. Может, например, неработающий автомобиль превратить в компактный металлический брус, который пойдет на переплавку.

«Олнова», существующая уже более 12 лет, специализируется на производстве оборудования для мусороперерабатывающих заводов. Ее продукцию охотно покупают бизнесмены Германии и других европейских стран. А вот родное государство проявляет к ней поразительную холодность. И это при том, что украинские измельчители бытовых и прочих отходов в несколько раз дешевле иностранных аналогов.

- Наши коммунальщики должны взять на вооружение такие установки, ведь сегодня общая площадь свалок в Украине превышает площадь заповедников и национальных парков. Суммарный объем накопленных отходов достиг более 26 миллиардов тонн, - констатировал известный политик. - Переработка бытового и промышленного мусора способна не только улучшить экологическую ситуацию, но и даст колоссальный экономический эффект, запустив во вторичный оборот громадные сырьевые ресурсы. Кроме того, в хозяйственное пользование вернулись бы тысячи гектаров земли в окрестностях крупных городов. Все, что для этого требуется от власти, - не мешать предпринимателям проявлять инициативу, стимулировать их льготными кредитами и заказами коммунальных структур. Однако для этого власть должна иметь четкую государственную программу утилизации и вторичного использования отходов. И к тому же обладать твердой волей для ее реализации.

На «Олнове» об этом мечтают давно. И даже готовы вдвое увеличить коллектив. Сегодня завод кормит 200 жителей Бусска. А мог бы дать работу четырем-пяти сотням специалистов, которые сегодня ищут счастья в приграничной Польше.

Вузам нужна экономическая свобода

Львов - город высших учебных заведений, чьи вековые традиции подготовки интеллектуальной элиты нации уважают в стране и за ее пределами. Неудивительно, что мнение одного из ведущих экономистов Украины по поводу будущего отечественной системы высшего образования очень интересовало студиозусов Львовской академии банковского дела. 

- Стремление Министерства образования Украины унифицировать высшую школу, подстричь вузы под одну гребенку ни к чему хорошему не приведет, - заявил Cергей Леонидович. - Львовский национальный университет имени Франко или тот же Львовский политехнический потому и славятся на всю страну, что у каждого из них своя история, свои традиции и методы подготовки. Эта уникальность должна сохраниться.

Что же до общей ситуации в высшем образовании, то я считаю, что вузам как воздух необходима экономическая самостоятельность. Сегодня университеты не вправе распорядиться заработанными деньгами - они лежат на казначейском счету и ректор не может самостоятельно ни поднять зарплату преподавателям, ни сделать внеплановый ремонт аудитории, не обновить техническую базу. По-моему, это несправедливо и губит на корню стимул развития вуза.


Получать заказы от коммунальных структур - мечта многих предпринимателей и рабочих, причем не только на «Олнове».

- Как вам положение о льготниках? - поинтересовались из зала.

- Вариант с 12 льготными категориями абитуриентов создал еще одну коррупционную лазейку при поступлении в вузы. Таким образом, учеба на бюджетных местах стала недоступной для талантливых ребят, не попадающих в число льготников. Положение о льготном поступлении надо отменить, а взамен - предоставлять беспроцентный кредит на 25-30 лет для студентов, которые не в состоянии оплатить свое обучение.

Зал одобрительно зашумел.

Названия тут ни при чем

Посвятив вторник общению с львовянами, в среду Сергей Тигипко прибыл в Харьков - столицу Слобожанщины. В начале прошлого века этот город был столицей Украинской Советской Республики, пока пальма первенства не перешла к Киеву.

Здесь, как не раз убеждался известный политик, людей волнуют те же проблемы, что и на западе страны. Именно сегодняшние трудности и надежды на избавление от них и объединяют сейчас украинский народ, который определенные силы старательно пытаются расколоть.

В этом году в Киеве со скандалом демонтировали памятник коммунисту Косиору. А ОАО «Харьковский машиностроительный завод» продолжает носить его имя. И никто на предприятии не видит в этом ничего плохого.

- Ну и что, что название старое. Работаем-то мы давно по-новому, - говорят заводчане.

Харьковский станкостроительный был построен в 1936 году и с того времени добросовестно крутил колеса советской индустрии, выпуская шлифовальное оборудование для тяжелого и среднего машиностроения, металлургии, авиастроения и прочих отраслей промышленности. Его станки экспортировались в 41 страну мира, включая США и Японию. Кризис начала

90-х подорвал его лидирующие позиции на международном рынке. Однако предприятие сумело выжить. И сейчас, несмотря на еще один, теперь уже финансовый кризис, уверенно смотрит в будущее.

- Сейчас у нас заканчивается первый этап комплексного переоснащения производства, идет установка нового оборудования и современных систем управления, - рассказали киевскому гостю. - Надеемся, с техническим перевооружением, наш специфический товар станет лучше, дешевле и конкурентоспособней на мировом рынке.

- Машиностроение - наиболее пострадавший за годы независимости сектор украинской экономики. Восстановление отрасли, выпускающей сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, - стратегическая задача государства, - подчеркнул кандидат в президенты. - Здесь, в вашем городе, есть отличная промышленная база, квалифицированные кадры и мощный научно-исследовательский потенциал. Я думаю, тут должен быть создан крупнейший в Украине технопарк. Именно с Харьковской области может начаться возрождение отечественных высоких технологий.

Мал подшипничек, да дорог

Революционные процессы в промышленности всегда начинались и начинаются с мелочей. Таких, к примеру, как простой подшипник. Без этой пустячной на первый взгляд детали не обойдется ни швейная мастерская, ни металлургический комбинат. А снабжает ею Украину ОАО «Харьковский подшипниковый завод». На сегодняшний день по объему поставок, качеству и ассортименту продукции он - лидер на рынке СНГ. Крупные капиталовложения инвесторов в сочетании с результативным менеджментом и профессиональными кадрами обеспечили успех харьковского завода. Осмотрев цеха и пообщавшись с рабочими и руководством, Сергей Тигипко обрисовал первостепенные задачи, решение которых подымет украинское машиностроение на новый качественный уровень.

- Центр тяжести налогообложения с предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, нужно переносить на производителей сырья и полуфабрикатов. Это будет стимулировать инвестиции и развитие, - сказал он. - Инвестиции в машиностроение тоже не должны облагаться налогами.

Кроме того, по словам Сергея Леонидовича, государство должно всерьез подумать об ограничении импорта и защите отечественного производителя. В противном случае ввоз в Украину дешевой китайской продукции нанесет экономике страны серьезный урон. В выигрыше, опять же, останется Поднебесная, но никак не Украина.

Из кризиса выведет разум

Встреча лидера «Сильной Украины» с предпринимателями Харькова длилась полтора часа. Вопросы подымались разные, от местных - до государственных.

- С кем будет сотрудничать партия, которую вы возглавляете? - спросили у Сергея Тигипко.

- Вы ждете, что я назову определенную политическую силу. Нет, я хочу сотрудничать просто с умными людьми, которых в Украине большинство. Именно вы, пришедшие на эту встречу, и есть самая мощная сила в стране, которая, объединившись, своим разумом, своим неравнодушием и богатым опытом выведет страну из кризиса. Будущее Украины - за сильными, профессиональными и ответственными людьми.