Кейт Уинслет получила еще одного «Оскара»

В немецком городе Бохуме состоялась церемония вручения главных европейских кинонаград.

Красотка Уинслет сыграла в «Чтеце» и молодую влюбленную женщину, и старуху, состарившуюся в тюрьме.

Призы Европейской киноакадемии (в просторечии «Евро-«Оскары») вручаются ежегодно в одной из европейских столиц. В этот раз ввиду того что в 2010 году почетное звание Европейской культурной столицы будет принадлежать Рурскому району Германии (урбанистическому промышленному образованию, объединяющему 53 города), церемония вручения высших европейских кинонаград состоялась в нестоличном немецком городе Бохуме. Местом действия был выбран концертный зал Ярхундертхалле, в прошлом - электростанция, обслуживавшая знаменитые сталелитейные заводы земли Северный Рейн - Вестфалия.

Накануне в самом большом кинотеатре Германии в городе Эссен чествовали выдающегося британского режиссера-социалиста Кена Лоуча, которому вручили Почетную награду Европейской киноакадемии за творческие достижения всей жизни. Знаменитая французская актриса Изабель Юппер тоже снискала свой очередной почетный приз (ей их дают в среднем по две штуки в год) - на сей раз за «достижения в европейском кино». А польский классик Анджей Вайда удостоился награды критиков за лучший европейский фильм года (при всем уважении к ветерану его новый фильм «Аир», по моему мнению, вовсе не является таковым). И Лоуча, и Вайду, и Юппер зал встречал стоя и приветствовал долгими, продолжительными аплодисментами, от каковых на глазах награжденных неизбежно наворачивались слезы признательности.

Распределение призов оказалось справедливым и предсказуемым - в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура» и «лучший сценарий» победила и вправду блистательная  «Белая лента» (Das weisse Band) австрийца Михаэля Ханеке. Режиссер, некогда потрясший чувствительную публику «Пианисткой», вновь доказал свой масштаб и величие этим многофигурным черно-белым кинороманом из жизни немецкой деревни накануне Первой мировой войны - безжалостной к людям картиной, полностью лишенной дешевых эффектов, жирных акцентов и даже музыки. Неудивительно, что за этот триумф режиссуры Ханеке был награжден и «Золотой пальмовой ветвью» в Каннах, и вот теперь тремя главными «Евро-«Оскарами».

Заразительная лента «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire), снятая в Индии англичанином Дэнни Бойлом, соревновалась с «Белой лентой» за звание «лучшего европейского фильма 2009 года», но удовлетворилась наградой в категории «выбор публики». А снявший ее Энтони Дод Мэнтл был назван «лучшим европейским оператором».

Еще один конкурент фильма Ханеке, жесткая криминальная сага «Пророк» (Un prophete) француза Жака Одиара, была награждена за главную мужскую роль, сыгранную молодым Тахаром Рахимом. Его герой - араб-уголовник, подминающий под себя корсиканскую тюремную мафию.

«Чтец» (The Reader) англичанина Стивена Долдри, также номинировавшийся как лучший еврофильм, удостоился награды для Кейт Уинслет за лучшую, по мнению академиков, женскую роль года. Звезда «Титаника» сыграла в нем роль бывшей надзирательницы лагеря смерти, вступившей после войны в любовные отношения с начитанным 15-летним мальчиком и вследствие оных полностью перековавшейся. Эта роль уже принесла Уинслет американского «Оскара», теперь настала очередь европейского.

Лучшим композитором был признан Альберто Иглесиас, написавший музыку для «Разорванных объятий» Педро Альмодовара.