В российский прокат вышел фильм Алексея Мизгирева «Бубен, барабан», главную роль в котором исполнила Наталья Негода, ставшая знаменитой благодаря своей «Маленькой Вере» (1988 год). Последние 13 лет она не играла в кино: предыдущий фильм с ней («Ежеминутное прощание») был снят в США в 1992-м.
Можно себе представить, с каким нетерпением журналисты поджидали Наталью, живущую большую часть времени в Штатах, на премьере картины! И ей удалось произвести фурор: на премьеру в «Киноцентр на Красной Пресне» Негода пришла в умопомрачительном платье выше колен, была весела и выглядела прекрасно. Она, почти не изменившаяся со времен «Маленькой Веры», оказалась верна своим давним принципам (никакого общения с прессой), но сделала исключение для корреспондента «КП».
- Чем же вас зацепила идея фильма начинающего автора Алексея Мизгирева?
- Историей, конечно. Я, когда прочитала сценарий, сразу поняла, что хочу это сыграть. Понимаете, в этом фильме есть правда. Вот как мы живем, так мы и снимали. Именно поэтому его тяжело смотреть - фильм совсем не развлекательный, депрессивный. Но это ответ на те победные реляции, которые несутся отовсюду… (На секунду задумывается.) А на самом деле к чему мы пришли? К одиночеству и нищете, которая унизительна для человека.
- Те, кто видел фильм на предварительных показах, уже начинают находить в нем совпадения с вашим предыдущим громким фильмом - «Маленькой Верой». Мизгирев ведь нарочно взял вас на эту роль, чтобы подчеркнуть эти параллели - история с неудавшимся замужеством, финал...
|
- На самом деле между «Маленькой Верой» и «Бубном, барабаном» общего мало. Одинаков только исход. Я сейчас не хочу раскрывать финал нашего фильма и тем более пропагандировать те методы, которые использует главная героиня, но иного выхода у нее нет. И в «Маленькой Вере», и в «Бубне, барабане» мои героини пытаются вырваться из рамок быта. Но находят лишь один способ. И в этом плане, увы, ничего не изменилось, как бы нам ни хотелось думать иначе.
- Сложно было вернуться на съемочную площадку после долгого перерыва?
- Нет, хотя 13 лет без съемок - очень большой срок. Но главная проблема была в другом. Раньше я играла роли, которые подразумевали какую-то истерику. А моя нынешняя героиня, библиотекарша, она ведь застегнута на все пуговицы, эмоционально очень выхолощенная. Для меня этот образ был непривычным.
- Наталья, вы готовы к тому, что после роли в «Бубне, барабане» вас будут ругать за то, что вы на 13 лет исчезли из кино. Почему вы не играли столько времени?
- Предложения были. Но мне они, увы, не подходили, не было достойного материала. Поэтому приходилось говорить «нет».
«Бубен» по барабану?
О фильме «Бубен, барабан» многим будущим зрителям уже известно несколько вещей. Во-первых, то, что с ним после 17-летнего отсутствия в российском кино на экраны возвращается экс-секс-бомба Наталья Негода. Во-вторых, что на него нападал на парламентских слушаниях Станислав Говорухин. И в-третьих, что, не прислушавшись к Говорухину, жюри престижного фестиваля в швейцарском Локарно выписало его режиссеру Мизгиреву сразу два крупных приза. Ах да, и, в-четвертых, что это чернуха! Этим словом у нас теперь именуется все, что не вписывается в прокрустово ложе гламурного кино, которое якобы всем так надоело. Стоит режиссеру (как правило, молодому) предложить публике картинку не из глянцевого журнала, а из окна провинциальной хрущевки, как поднимается душераздирающий стон: эти виды повергают нас в депрессию, сделайте нам назад красиво!..
В «Бубне, барабане», разумеется, ничего этого нет. Главная героиня картины - забитая жизнью, не умеющая улыбаться, никем не любимая провинциальная библиотекарша, вынужденная, как и половина населения страны, заниматься торговлей. И еще - воровством, чтобы выжить. Конечно, Мизгирев покусился на самое святое - русских библиотекарей, по общему мнению, питающихся святым духом. Неудивительно, что ему досталось от тех, кому трудно понять: причастность к высокой культуре - еще не индульгенция, освобождающая ее служителей (или скорее служащих) от грехов и страстей.
Русская классическая литература если чему и научила библиотекаршу Катю (так звали и леди Макбет Мценского уезда Лескова), то трескучим банальностям типа «Не бедность унизительна, а распущенность». Как неграмотная лесковская героиня, Катя готова замочить соседку-соперницу, с которой не поделила завернувшего в их поселок завалящего мужичонку-уголовника. Как героиня Юппер в «Пианистке» Михаэля Ханеке, она полюбила впервые, но при этом не научилась чувствовать - ни своей, ни чужой боли. С «пианисткой» библиотекаршу также роднит стальной внутренний стержень, пристрастие к режущим и колющим предметам и полное отсутствие веры, даже маленькой. Бог в этом фильме присутствует исключительно в виде татуировки у уголовника Б.О.Г., что означает «был осужден государством». И не более того.
Нет, это не чернуха. Это социальная притча (фильмы в таком жанре делались у нас в 1980 - 1990-е годы для мыслящей публики). Помните «Плюмбум», «Парад планет» или «Слугу»? С этими картинами Вадима Абдрашитова (между прочим, мастера Мизгирева во ВГИКе) «Бубен…» роднит и подчеркнутая сухость, и манера обходиться без поэтических метафор, и конкретность социального приговора обществу.
Этот неудобный фильм - как зеркало, в которое не очень приятно, но хорошо бы заглядывать. Особенно в далеких от реальной народной жизни «пригламуренных» российских столицах.