С доктором технических наук, академиком Язвинским мы встретились у него дома, в крымском городке Алупка. В свои 86 Станислав Гаврилович выглядит отлично. Ежедневно делает зарядку, занимается на специальном тренажере. А еще Язвинский пишет книги, и собеседник великолепный! Мы только успевали записывать истории, которые он нам рассказывал, попивая чаек...
«ЗА ТО СПАСЕНИЕ НАЗНАЧИЛ МЕНЯ СВОИМ АДЪЮТАНТОМ»
- Мне, выпускнику Балашовского летного училища, на войне и полетать не дали! В одном из первых боев под Харьковом мой штурмовик Ил-2 был сбит, а мне пришлось переквалифицироваться в сапера. Именно на минном поле летом 1944-го судьба свела с сыном Сталина.
Было это под Минском во время операции «Багратион». Как-то «мессер» прижал легонький По-2 на нейтральную, но сплошь заминированную полосу. И приземлившиеся среди мин летчики не могли выбраться. А немцы знали, что на этом фанерном самолете днем летают только высокие чины, и за его перехват Гитлер давал Железный крест!
Вчетвером мы поползли к самолету, вытащили из него двоих летчиков и передали их командованию. Вечером меня вызывают в штаб дивизии. Захожу в землянку, а там офицеров - полным-полно. Из-за стола поднимается один из тех спасенных летчиков, наливает в стакан коньяка и протягивает мне: «Спасибо, старшина! Спас ты нас, давай выпьем!» Я вежливо отказался (не употреблял). Тогда он на клочке бумаги написал номер телефона, протянул и говорит: «После войны позвони. Я тебе тоже помогу»...
После Победы, когда я служил секретарем Военной коллегии (трибунал находился на Арбате), мимо нашего здания частенько проезжал в Кунцево на свою дачу Сталин. Как-то раз, идя на обед, вижу - из Боровицких ворот выезжает машина. Через лобовое стекло заметил, что впереди сидит генерал-лейтенант. Проскочив мимо меня, машина внезапно останавливается. Оттуда вылетают два полковника в авиационной форме, берут меня под белы ручки и - в салон. Я было за пистолет, но они так зажали с двух сторон, что не пошевелиться.
Генерал, не оборачиваясь, спрашивает:
- Сапер?
- Никак нет! Судебный секретарь.
- По планкам и колодкам вижу - воевал.
- Ну, воевал...
- Сапером служил? С минного поля двух летчиков спасал?
- Было дело, двоих мудаков пришлось вытаскивать. Как они не подорвались, ума не приложу.
- Так вот одним из них был я.
Это был сын Сталина - Василий, который в то время командовал ВВС Московского военного округа. После этой встречи он назначил меня своим адъютантом.
Так Язвинский вернулся в авиацию...
САМОЛЕТ, СБРОСИВШИЙ АТОМНУЮ БОМБУ НА ХИРОСИМУ, ОТБУКСИРОВАЛИ В МОСКВУ
- Как-то раз бомбивший Японию американский бомбардировщик В-29 совершил вынужденную посадку на Дальнем Востоке, - припомнил Язвинский еще одну историю времен Второй мировой. - Экипаж эвакуировался, а наши спецподразделения провели секретную операцию и «отбуксировали» самолет формальных союзников в Москву.
|
Поглазеть на «летающую сверхкрепость» (кстати, ту самую машину, что сбросила атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки!) пришло все Политбюро во главе со Сталиным. Обойдя машину, Иосиф Виссарионович говорит: «Скопировать!»
- Да мы лучше сделаем, - возражает Туполев.
- Копировать! - не оборачиваясь, повторяет Сталин.
- Но у нас ведь лучшее конструкторское бюро, - оправдывается ученый инженер.
- Копировать! А если у вас, товарищ Туполев, плохо со слухом, то я вам выпишу наушники!
|
Вот так американский В-29 оказался прообразом советского Ту-4...
Вскоре фронтовик стал учеником Военной академии Жуковского, где тоже отличился.
- В домашних условиях я собрал бомбу, которая за счет кумулятивной струи пробивала полуметровую броню, - хвалится Язвинский. - Моя дипломная работа впечатлила не только экзаменационную комиссию и ученый совет академии - разработкой заинтересовались и другие органы. А главком ракетных войск Митрофан Неделин забрал меня с должности инженера бомбардировочного полка в ОКБ-1. Так я стал подчиненным Сергея Королева. Кстати, когда подошел к нему четким строевым шагом и по-военному представился, он заметил: «Не старайтесь! Я ведь - рядовой, необученный…»
|
ПЕРВЫМ ОДЕЛ ГАГАРИНА В СКАФАНДР
- Весной 1960 года, когда я работал в конструкторском бюро над проектом по программе «Восток», нам сообщили: мол, сегодня приедут космонавты, будут подробно знакомиться с устройством корабля, - продолжает свой рассказ ветеран. - Надевая белые халаты, молодые старлеи в форме ВВС игриво подталкивали друг друга, шутили и смеялись над своим непривычным видом.
После рассказа о системе ориентации, за которую я отвечал, предложил им надеть скафандр и сесть в кабину.
- Вот вы, товарищ старший лейтенант, - обратился почему-то к Гагарину, - желаете залезть в одежду космонавта?
Он поднял брови, потом начал нервно расстегивать и застегивать пуговицы на халате и, не сказав ни слова, кивнул головой.
- Снимайте свое военное обмундирование - будем одеваться в доспехи рыцарей космоса, - говорю ему.
Все зашумели и начали подшучивать над товарищем. Гагарин спешил. Шнурок на левом ботинке никак не развязывался, и он потянул его так, что тот лопнул. Сбросив обувь, старший лейтенант выпрямился и потянулся к скафандру.
- Нет, сначала ноги, - остановил я его и помог облачиться в скафандр.
Пока усаживал Юру в кресло, остальные пододвинули стремянки и расположились вокруг люка.
- Ну, будь гидом в этой - как ты сказал? - космической регате, - шутливо обратился Гагарин.
Пока я рассказывал, Гагарин заерзал в кресле: «Однако тепло же здесь».
- Можно снять костюм, - советую ему. - Дальше будет жарче, ведь скафандр не подключен к системе кондиционирования и регенерации. Для этого нужно включить питание на корабле, но тогда почти все системы будут под напряжением.
- Нет, что ты, - перебил меня Юрий. - Надо привыкать. Продолжай.
Спустя полчаса мы вытащили Гагарина из кабины совершенно мокрого. Но его лицо сияло от удовольствия:
- Ну и попарил ты меня, Слава. Век не забуду!
Позднее, после исторического полета, Гагарин подарил мне свой портрет с надписью: «…первому парильщику в кабине «Востока», с нашим почтением…» - подписи первых космонавтов.
СПРАВКА «КП»
Станислав Гаврилович родился ЯЗВИНСКИЙ 4 сентября 1923 года в городе Старые Дороги Минской области в семье лесника.
Испытатель космических систем, ветеран космонавтики России, лауреат медали им. С.П. Королева, доктор технических наук, академик.
КСТАТИ
На Байконуре потерял легкое
В октябре 1960 года на Байконуре во время испытания новой ракеты Р-16 произошел взрыв. Погибло 170 человек во главе с маршалом артиллерии Неделиным.
- Мы с коллегой сразу после доклада маршала побежали в туалет по малой нужде. Но в сколоченной из досок уборной было занято, и мы зашли, как говорится, за угол. Только расстегнул ширинку, как померкло солнце. Рвануло так, что пламя ракеты вмиг спалило дощатый домик. Помню, что я таки добежал до машины, но легкое в том огне потерял. Тетраоксид азота тучей накрыл всю площадку...