«Голубой огонек» от начала до конца: 70-е. Цыгане, Магомаев и Пугачева

«КП» проследила, как рождалась, жила и во что превратилась самая популярная новогодняя передача. Сегодня - вторая часть: душевные семидесятые.

Брежнев обожал цыган, поэтому Николай Сличенко и его хор были в каждом «Голубом огоньке».

В прошлой «толстушке» мы рассказали, с чего начинались «Огоньки», сегодня - очередь следующего десятилетия.

В отличие от 60-х, когда телевидение было вещью новой даже для самих его создателей, в 70-е годы даже в развлекательных программах места никаким экспериментам уже не находилось. Технология была отработана, сценарий строжайше утвержден, причем сразу в пяти инстанциях, включая сам ЦК партии.

Брежнев - автор «Огонька»

На Центральном телевидении для производства «Огоньков» была создана специальная редакция, а передача выходила в эфир четыре раза в год: к 8 Марта, 9 Мая, 7 ноября и Новому году. Последний «Огонек» считался самым важным. Он и итоги года подводил, и длился на порядок дольше, ведь в его распоряжении была вся новогодняя ночь.

На 1970 год пришлась «революция» на советском телевидении, с должности председателя Госкомитета по телевидению и радиовещанию был снят либерал Николай Месяцев и назначен реакционер Сергей Лапин. «Новую метлу» на себе сразу же почувствовали все телевизионщики. Предъявляя массу абсурдных, но мелких требований, например, не пускать в эфир мужчин с бородой, Лапин не боялся рубить сплеча. В начале 70-х были закрыты многие развлекательные программы - КВН, «Кинопанорама», а те, что остались, подвергались серьезнейшей цензуре. Главными на телевидении стали чиновники.

- Я однажды видел, как Лапин просматривал новогодний «Огонек» и тут же выкидывал из него целые куски, так у меня волосы стояли дыбом, - рассказал «КП» бессменный ведущий «Огоньков» Игорь Кириллов.

По воспоминаниям сотрудников редакции, Лапин мог прийти на общее собрание и заявить: «Я сегодня завтракал с Леонидом Ильичом. Он мне сказал, что лучше будет, если сделать вот так». После чего уже готовая программа переделывалась начисто.

Правда, в отличие от многих своих коллег по партии Брежнев был благодарным зрителем и, если ему что-то нравилось, не стеснялся об этом сказать. Однажды после новогоднего «Огонька» Лапин вызвал к себе делавших программу редакторов и сказал: «Мне звонил Леонид Ильич и жаловался на вас». Потом выждал паузу и продолжил: «Огонек» был такой интересный, что он смотрел его до 5 утра и не выспался». За эту программу сотрудникам студии выплатили двойную премию - по 120 рублей.

Кобзона вырезали, Высоцкого не пустили на порог

Новогодний «Огонек» был самой престижной программой для советских артистов. В него пробивались всеми правдами и неправдами, но никто не мог быть уверен на 100 процентов, что в итоге появится в эфире. Любого могли вырезать в самый последний момент.


Зрители «Огоньков» 70-х запомнили Аллу Пугачеву именно такой.

По неожиданному распоряжению Лапина однажды вырезали даже Кобзона, который во все времена был незыблемой скалой. Но самому артисту сказали лишь, что случился брак пленки. Оперную певицу Евгению Мирошниченко выкинули за украшение на груди - золотой крестик. А знаменитого танцовщика Мариса Лиепу убрали из одного из «Огоньков» без объяснения причин. Лишь потом выяснилось: звезда балета обидел дочь Брежнева Галину, не ответив на ее притязания.

Ориентируясь на народную любовь, в программу старались приглашать действительно популярных артистов, и один из «Огоньков» должны были вести Владимир Высоцкий и Марина Влади. Даже Лапин под напором писем зрителей дал добро на подготовку программы. Договорились с Высоцким, тот обещал написать сценарий, но, когда план передачи принесли на утверждение, тот же Лапин закричал:

- Какой дурак это вам разрешил?!

Эпоха цыган

Зато были два жанра, которые обязательно присутствовали в любом «Огоньке», поскольку за них «ходатайствовал» лично Брежнев. Это были цыгане и оперетта в исполнении Татьяны Шмыги.

«Главный цыган страны» Николай Сличенко не сходил в экрана, лишь изредка его подменяли артисты театра «Ромэн». Так, в 1970 году в «Огоньке» пел другой знаменитый цыган - Николай Волшанинов.

Главным же певцом начала 70-х был Муслим Магомаев, чья слава была настолько гигантской, что даже всесильный Лапин робел. Он говорил редакторам:

- Вы понежнее с Муслимом, а то в следующий раз он к нам не придет.

Вообще порядок жанров был строгим: сначала классика, обязательный балет, а потом уже эстрада и всякие песни.

«Вкус специфический»

Острое слово на телевидении 70-х было уже не в чести. Былых юмористов вроде Тарапуньки и Штепселя звали крайне редко, а молодым кадрам доступ в «Огоньки» был закрыт наглухо. Даже главного сатирика Аркадия Райкина приходилось на съемках «Огонька» сажать чуть ли не в обнимку с героями труда, чтобы потом у начальства не было возможности его вырезать.

Несмотря на то что зритель хотел видеть Райкина, в конце 70-х в новогоднюю ночь на экране и он появлялся уже нечасто. И критиковать ему разрешалось только «отдельные недостатки». Но именно в «Огоньках» он выдавал свои знаменитые «вкус специфический» и «балерина крутится, крутится. Привяжи к ноге динамо-машину, пусть она ток дает в малоразвитые районы».

Муслим Магомаев был способен один заменить собой весь «Огонек».

ЦИТАТА ИЗ «ОГОНЬКА»

1973 год. Аркадий Райкин, «Дефицит»

«Все идет к тому, что изобилие всюду будет, а хорошо ли это? Дефицит - великий двигатель общественных отношений! Представь себе, исчез дефицит. Я пошел в магазин, ты пошел. Мы его не любим, но он тоже пошел.

Туфли есть? Есть. Черные есть? Есть. Лакированные есть? Есть. Черный верх, белый низ есть? Есть! Белый верх, черный низ есть?! Есть! 42-й, самый ходовой, нет? Есть! Никогда не было! Сейчас есть!!! Жесткие, лакированный, бордовые, с пряжкой, с пуговицей, на шнуровке?!!! Есть!!! Ты купил, он купил. Мы его не любим, но он тоже купил.

Все ходим скучные, бледные. Завскладом идет, мы его не замечаем. Директор магазина - мы на него плюем. Товаровед! Обувной отдел! Как простой инженер ходит!!! Слушай, пусть будет изобилие, пусть все будет! Но пусть чего-то не хватает».

Алла Пугачева

На 70-е пришлась и пора технического перевооружения советского телевидения. Готовясь к Московской Олимпиаде, телевидение получило не виданные до тех пор возможности. В начале десятилетия лишь некоторые из передач шли в цвете (их даже в телепрограмме специально помечали - «цв. тел.»), в конце - черно-белого на экране почти не осталось.

И если черно-белая пленка лучше отображала элегантность героини своей эпохи Эдиты Пьехи, то цветная как будто специально была введена ради рыжих кудрей сменившей ее Аллы Пугачевой. Карьера нового кумира миллионов была стремительной. В 1975 году она прославилась, победив с «Арлекино» на фестивале в Сопоте, а спустя полтора года уже была одной из ведущих новогоднего «Голубого огонька». Показателен и репертуар Пугачевой в новогоднюю ночь: 1977-й - «Любовь одна виновата» и «Очень хорошо», 1978-й - «Все могут короли» и «Друг друга мы нашли», а 1979-й - уже «Песенка про меня». Та самая, где «вы не верьте, что живу я как в раю». Путь от неизвестности до мегазвезды Пугачева прошла за четыре года, и «Огонек» это в полной мере отразил.

ЦИТАТА В ТЕМУ

1977 год. Предновогоднее интервью в советской прессе: «Пока что мы разыскали Аллу Пугачеву на Центральном телевидении.

- Чем вы там заняты?

- Приглашена вести новогодний «Голубой огонек». По правде говоря, это не мое призвание говорить с экрана. Мое дело петь, но устроители передачи сказали: «Так надо». Конечно, предстоит и петь - сразу две новые песни. Откровенно говоря, побаиваюсь. Отшлифовать бы их сперва».  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эдита ПЬЕХА: «На новогодние «Огоньки» я прорывалась через ЦК КПСС»

Даже Эдите Пьехе дорога в «Голубой огонек» не всегда была открыта.

- Эдита Станиславовна, вас тоже вырезали из новогодних концертов?

- Меня каждый год приглашали на съемку, но потом бывало и так, что в новогоднюю ночь я ждала у экрана своего выступления, а его не было. По чьему-то решению Пьеху вырезали из «Голубого огонька». Кому-то в руководстве советского телевидения я в какой-то момент перестала нравиться.

- Для советских артистов приглашение в «Голубой огонек» много значило?

- Конечно! Это было важно в первую очередь для самооценки: тебя пригласили в такую передачу! Лично я всегда это воспринимала как творческий отчет за уходящий год. У меня однажды был такой случай. Главный музыкальный редактор Центрального телевидения Людмила Кренкель, когда я пришла и предложила свои песни для новогоднего «Огонька», заявила мне: «А зачем вы вообще к нам приходите? Вы уже не звезда, вам нечего делать в «Огоньке». Это было очень обидно. Я вспомнила, что у меня был знакомый первый секретарь посольства СССР в Берлине. Когда мы с ним после концерта прощались, он дал мне визитку и сказал: «Я скоро возвращаюсь домой, буду там не последним человеком. Если возникнут проблемы - звоните». И я позвонила. Он ответил: «Конечно, вы не звезда, а всенародно любимая певица, и все хотят видеть вас в «Огоньке». Когда я пришла к себе в гостиницу, мне туда звонит Кренкель: «Ну зачем же вы так? Сразу в ЦК жаловаться!» И после этого никто уже меня из «Огоньков» не вырезал.

- Песни для «Огонька» вы сами выбирали?

- Нет, что вы! Мы могли только предлагать что-то, а отбирал уже худсовет: и очень трудно было предугадать, что понравится идеологам, а что не понравится. Я иногда шутила, что для таких худсоветов лучший вариант моя песня, которая называлась «Песенка ни о чем». Она легко проходила через любых идеологов.

- В 70-х на съемках пели уже только под фонограмму?

- Это было обязательным требованием. Были высокие требования к качеству съемок, а сделать одновременно хороший звук и картинку вживую возможности просто не было. Поэтому все выступали под фонограмму. 

- Как у вас обстояло дело с платьями для «Огоньков»? Где брали свои наряды?

- Платья для меня делал Слава Зайцев. Все началось с того, что в начале 70-х итальянский журнал заказал обо мне большой материал, а к нему нужны были красивые фотографии. И, чтобы не ударить в грязь лицом перед итальянцами, меня отправили в московский Дом моды на Кузнецком мосту. Зайцев что-то на меня надевал для съемок, с тех пор он начал шить для меня платья. Я за границей в магазинах покупала уцененные ткани, но все равно пошла молва, что у Пьехи все платья из Парижа.

- В «Голубых огоньках» постоянно поднимают бокалы. А что внутри? Настоящее шампанское?

- Нет, конечно! Лимонад! Может быть, ведущие и пили настоящее шампанское, но мне никогда его не наливали.

- Вы сами в те годы как встречали Новый год? Ведь тогда еще не было принято, как у нынешнего поколения, колесить по клубам в новогоднюю ночь.

- Я всегда старалась 31 декабря быть дома, не назначала на конец декабря никаких гастролей. Новый год для меня - это святое, в этот вечер надо быть дома с родными.

- У вас есть какая-то новогодняя традиция?

- Их много! Дома должна быть елка, стол при свечах, любимый сервиз на столе. Ни в коем случае не должно быть случайной посуды. Ну и приготовить что-нибудь вкусненькое. Например, какое-нибудь старинное польское блюдо.

- Поделитесь рецептом.

- Ну, например, бигус. Это что-то вроде русской солянки. Квашеная капуста, разные виды мяса, все тушится с лучком и разными травками, перцем, тмином. Мои гости с большой охотой его едят, а я люблю его готовить ради своего удовольствия.

- Вы верите, что если загадать желание на Новый год, то оно сбудется?

- Я уже не ребенок, но мне хочется об этом говорить всем. Мечтайте, верьте, на то и жизнь, чтобы верить.

ЧТО ПОКАЗЫВАЛИ?

31 декабря 1971 года. Первая программа

10.00 - Программа передач.

10.05 - Новости. В дни школьных каникул.

10.15 - Для детей. «Новогодние мечты». Спектакль.

11.00 - Для школьников. «Два друга». Худ. фильм.

16.45 - Программа передач.

17.00 - Выступают лауреаты международных конкурсов 1971 года». Цв. тел.

18.10 - Для детей. «Путешественница». Мультфильм.

18.20 - «Снегурочка». Худ. фильм.

19.50 - Телевизионный театр миниатюр «Тринадцать стульев».

21.00 - «Время».

21.30 - Цв. тел. «Карнавал». Премьера телефильма.

23.40 - «По родной стране». Очерк.

23.50 - НОВОГОДНЕЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ ЦК КПСС, ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР СОВЕТСКОМУ НАРОДУ.

0.05 - Цв. тел. Новогодний «Огонек».