Все лидеры независимой Украины ограничивались только декларациями о борьбе с коррупцией, а сами становились активными участниками коррупционных схем.
В результате наша страна стала одной из наиболее коррумпированных стран мира (146-я позиция в списке из 180 стран), а единственной функцией государства Украина стало воспроизведение коррумпированной системы на всех уровнях и обеспечение безопасности коррупционеров. Реально ли разрушить такую систему?
ОТ ЛАЗАРЕНКО - К ПОЛИТРЕФОРМЕ
Латинское слово corruptus означает «разрушение». Обычно под «коррупцией» понимают «разрушение государства» - процесс, который в Украине продолжается на протяжении всех 18 лет независимости.
Закрепление коррупционной системы в Украине произошло под закат правления второго президента Украины. Экономический рост, начавшийся при Леониде Кучме, и относительная политическая стабильность позволили появиться крупному национальному капиталу. Когда крупный бизнес начал срастаться с политикой, Леонид Данилович попытался этому помешать. Ведь именно сильная президентская должность стояла на пути разграбления страны. Эту схватку Кучма проиграл.
Первый олигарх, который масштабно использовал свои должности для личного обогащения и который стремился абсолютизировать свою власть, это Павел Лазаренко. Его Кучме удалось изгнать из страны в конце 1998 года. Но что не удалось Павлу Ивановичу, удалось его последователям. Сначала в 2000 году олигархический парламент не принял поправки к Конституции, принятые на референдуме, инициированном Кучмой с целью ограничения полномочий парламента. В 2001 году «Форум национального спасения» под предводительством Юлии Тимошенко и примкнувшего к ней Александра Мороза начал масштабные акции протеста против Кучмы. Под давлением многочисленных оппонентов Кучме пришлось инициировать политреформу, существенно ограничивающую полномочия президента. Политреформу приняли в 2004 году в пакете с решением, легитимизирующим избрание Виктора Ющенко на пост президента.
|
Таким образом, последователи Павла Ивановича добились своего - ослабили президента и передали власть в руки олигархов, которые полностью контролируют парламентские партии и правительство.
КОРРУПЦИЯ - ДАЖЕ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
При нынешней власти политическая коррупция резко выросла. Политических воров стало в десятки раз больше, а суммы, которые они крадут, - в сотни раз крупнее. Политика окончательно превратилась в бизнес, а, как известно, цель любого бизнеса - получать прибыль. Сегодня в высших эшелонах власти продается все: места в парламенте и списках партий, голоса депутатов, принятие закона или, наоборот, провал голосования за него, должности в правительстве, министерствах, ведомствах, мэриях, исполнительной власти и местных советах всех уровней, государственные звания и награды. Первенство в коррумпированности по праву занимает Верховная Рада: согласно соцопросам 83% украинцев считают, что высший законодательный орган охвачен коррупцией.
По данным Комитета избирателей Украины, в нынешней президентской кампании избирательные штабы некоторых кандидатов в президенты собираются покупать голоса избирателей по цене 800 гривен за голос.
Чиновники умудрились превратить в бизнес даже саму борьбу с коррупцией. Украина ежегодно получает на борьбу с этим явлением от международных организаций сотни миллионов долларов, которые идут неизвестно куда.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРУПЦИЯ ЗАРАЗИЛА СТРАНУ
Вдохновленные примером сверху, милиция, суды, здравоохранение, образование, местная власть - все они выколачивают последнюю копейку из карманов людей. 67% опрошенных Киевским международным институтом социологии заявили, что за последний год они сами или их родственники были вовлечены в коррупционные действия. По подсчетам международной общественной организации Transparency International, ведущей борьбу против коррупции, ежегодно украинцы дают чиновникам взяток на сумму, соразмерную с годовым бюджетом страны на жилищно-коммунальное хозяйство, а это 15-20 млрд грн.
Эксперты утверждают, что официально регистрируется не более 5% фактов получения взятки, а остальные 95% - это невидимая часть айсберга взяточничества.
В руки правоохранительных органов попадают только чиновники среднего звена, у кого нет «крыши», да и то только те из них, кто не смог откупиться или кого решили «слить». Можно только догадываться, кому помешал судья-взяточник Зварыч, на которого таки завели уголовное дело.
Очевидно, что политические силы, представленные в парламенте, которые приватизировали государство Украина, никогда не станут бороться с коррупцией, потому что им пришлось бы бороться с собой.