Кто взорвал «Невский экспресс»?

Несколько вопросов и версий.

Ночь на 28 ноября 2009 года. Граница Тверской и Новгородской областей. Кадры с изувеченными вагонами повергли в шок не только Россию.

27 ноября в 21.34 (по московскому времени) рванула взрывчатка, заложенная террористами на железной дороге в 25 километрах от Бологого (Тверская область.). Три последних вагона фирменного поезда «Невский экспресс», шедшего из Москвы в Питер, сошли с рельсов. 26 человек погибли. В четверг в больницах с травмами различной степени тяжести находились 95 человек. Ничего подобного на железных дорогах СНГ ранее не случалось...

На днях ответственность за за катастрофу взял на себя одиозный чеченский полевой командир Доку Умаров, заявивший также, что теракты продолжаться по всей России, пока «оккупанты не уйдут с Кавказа». Однако российские спецслужбы считают это заявление блефом. При этом глава ФСБ заявил, что полученные оперативные данные дают надежду на то, что в ближайшее время преступление будет раскрыто.

Пока расследование продолжается, мы попросили поделиться своим мнением председателя экспертного совета Комитета Госдумы РФ по безопасности генерал-лейтенанта милиции Александра ГУРОВА.

- Александр Иванович, как вы считаете, кому был выгоден теракт и кто за ним стоит?

- Сейчас прорабатывается несколько версий. Одни эксперты видят в этом «кавказский след». Но лично мне это кажется менее перспективным. На Кавказе сейчас идет клановая борьба, которая не касается Центральной России. Еще один аргумент: в этот день был праздник Курбан-байрам. Каждый правоверный мусульманин по определению не может его осквернить убийством. Потому что проклянут тогда весь его род. 

Другая версия: за взрывом стоят экстремисты-националисты. Но здесь тоже нестыковка - как правило, все они выступают под флагом борьбы за Россию. И вдруг взрывают российских, русских граждан. Нонсенс!

Еще одно предположение связывается с попыткой подорвать «Невский экспресс» два года назад. Тот же почерк. А организатор первого взрыва до сих пор в бегах. Но именно сейчас судят его подельника. (Основной же исполнитель теракта в 2007 году, по данным СКП, - бывший российский военнослужащий Павел Косолапов. - Прим. ред.) Поэтому не исключено: поезд могли взорвать, чтобы отвести подозрение от подсудимого.

Ну и, наконец, возможно, кто-то возомнил себя «партизаном». Шизофреников, чего греха таить, хватает. 

- А еще появились дикие слухи, что это могла быть борьба за гигантские финансовые потоки в структурах железнодорожного транспорта. Якобы деньги не поделили.

- Гипотетически такое предположить можно. Однако существует масса других способов создать для конкурентов невыносимые условия - не ценой стольких жизней. Тем более что все понимают: правоохранительные органы будут, извините, «землю рыть рогом», чтобы найти виновных в теракте. И ведь найдут. Я в этом не сомневаюсь. 

КОМПЕТЕНТНО

Михаил ПОЛЕЖАЕВ, полковник, сапер: «Это были точно не дилетанты»

- Вырван кусок рельса около 70 см. Раздроблены шпалы, из них выбит бетон, но арматура цела. Это говорит о том, что взрывное устройство лежало между шпалами и не контактировало напрямую с рельсом. Злоумышленники его замаскировали, иначе обходчики бы заметили. Расчет был на то, что пройдет локомотив, воздействует каким-то образом на взрыватель. Судя по всему, он был так называемого «партизанского» типа. То есть запал гранаты с педалькой или рычажком, который задевает проходящий локомотив, дальше срабатывает пороховой замедлитель, потом капсюль-детонатор, потом взрывается основной заряд.

Это были точно не дилетанты. 

МИСТИКА

Раненых помогал спасать святой

Спустя четыре дня после подрыва «Невского экспресса» на месте крушения поезда еще многое напоминает о трагедии. Разбросанные всюду вещи пострадавших пассажиров: одежда, обувь, косметика, разбитые мобильники...

- Ой, как же я устала, - чуть не плача, говорит бывшая железнодорожница Елена Голубева. Елена Михайловна вот уже 40 лет живет в домике обходчика метрах в пяти от полотна. Последний вагон «Невского экспресса» влетел в огород женщины. А через несколько минут первых пострадавших стали приносить к ней в избушку. Елена Голубева помогала чем могла. Нашла бинты, зеленку, йод. Перевязывала, отпаивала пассажиров водой, чаем.

На следующее утро после трагедии Елена Михайловна первый раз вышла на улицу. И во дворе, на крыше земляного погребка, нашла аккуратно стоящую иконку Николая Чудотворца. Откуда она взялась - никто не знает.

- Это Николушка мне помогал раненых спасать, - говорит Елена Голубева. 

А как у нас?

От подобных трагедий украинцы тоже не застрахованы

В Украине ЧП такого уровня не было. Но трагедии на железной дороге у нас все же случались. Последний эпизод - в мае 2007-го, когда в Киевской области пошел под откос вагон экспресса «Днепропетровск - Киев». Кто-то намеренно перевел стрелочную муфту, а приборы машиниста попросту не успели показать ошибку. В итоге один вагон накренился и упал. К счастью, тогда никто не погиб, но несколько пассажиров получили травмы. Преступника так и не нашли.

- Чтобы обеспечить безопасность движения транспорта, в том числе поездов, мы проводим оперативную работу, - говорит начальник пресс-службы СБУ Марина Остапенко. -  Проверяем поезда, железнодорожное полотно, выявляем недостатки и отправляем предписания в «Укрзалiзницю». Кстати, когда сошел с рельсов днепропетровский экспресс, мы обнаружили на железной дороге 112 различных нарушений. И то, что случилось, так или иначе стало логическим результатом несоблюдения правил безопасности.

Тем не менее в «Укралiзницi» считают, что от подобных аварий украинцы не застрахованы.

- Препятствовать движению поезда не сложно, - говорят в пресс-службе ведомства. - Это можно сделать как в вагоне, так и на участках движения. Но мы стараемся избежать постороннего вмешательства: над этим работают служба внутренней безопасности, военизированная охрана и линейный отдел милиции.