Ученые уже 150 лет исследуют биоритмы человека и не могут понять, зачем природа придумала этот внутренний хронометр, отсчитывающий сутки и позволяющий не сбиваться с хода всем процессам организма.
Многочисленные эксперименты часто демонстрируют странные явления нашего «хронометра». Например, в так называемых условиях «изоляции от времени» французский спелеолог Мишель Сиффе однажды провел более 200 «наших» суток в пещере в полном одиночестве и темноте. И оказалось, что в его «сутках» было... по 36 часов. То есть «день» длился 24 часа, а «ночь» - 12! Аналогичные эксперименты были проведены в Германии. Испытуемые месяц находились в бункере. Их «сутки» тоже растягивались. А люди явно не вписывались в 24-часовой режим! В чем же дело?
Досконально изучить механизм биологических часов решили генетики Еврейского университета в Иерусалиме. Исследование докторов Себастиана Каденера и Ури Вейссбейна показало, что, оказывается, всего одна необычная молекула может играть ведущую роль в управлении ритмами, сообщает membrana. Именно миниатюрные молекулы микроРНК под названием bantam играют во всем этом процессе ключевую роль.
Правда, к этим выводам ученые пришли, исследуя деятельность нейронов во время циклов сна-бодрствования мушек-дрозофил. Однако механизмы работы биологических часов этих насекомых почти не отличаются от человеческих. Особые клетки мозга довольно точно отсчитывают время при помощи сложного механизма активации и дезактивации генов. И помогают им в этом именно молекулы микроРНК.