28 ноября, начинается Рождественский, или Филиппов пост – самый светлый и радостный для православных христиан.
Он длится 40 дней и предваряет собою праздник Рождества Христова.
Филипповым он называется, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа.
Предписанные Церковью правила воздержания, такие же, как и в Петров пост.
Запрещено есть мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Также в понедельник, среду и пятницу по уставу нельзя есть рыбу, пить вино. Еда готовится без масла (сухоядение), и есть можно только после вечерней службы.
Во вторник, четверг, субботу и воскресенье — можно готовить пищу с растительным маслом.
Также во время Рождественского поста по субботам, воскресеньям и в великие праздники разрешена рыба.
Например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря, Николая Чудотворца – 19 декабря, а также в храмовые праздники (церкви носящие имена святых), если они приходятся на вторник или четверг.
Со 2 января по 6 января пост становится более строгим. В эти дни, даже в субботу и воскресенье, рыбу есть не полагается.
Пять степеней строгости поста
- Полное воздержание от пищи;
- Сухоядение;
- Горячая пища без масла;
- Горячая пища с маслом (растительным);
- Можно есть рыбу.
В день, когда разрешается есть рыбу, можно есть и блюда с растительным маслом. Кстати, оно в православных календарях называется елеем.
- Соблюдение в определенные дни более строго поста, чем указано, можно только по благословению священника, - рассказали нам в Свято-Даниловом монастыре. - Пост телесный, без поста духовного, просто ограничение в еде. Это даже вредно. Ничего для души, а это ваше моральное состояние. Когда человек просто воздерживается от еды, то его начинает переполнять чувство собственного превосходства, а это гордыня - один из семи смертных грехов.
Как говорят священники, истинный пост связан с молитвой, покаянием, воздержанием от разных страстей и пороков, прощением обид, исключением увеселительных мероприятий, даже просмотра телевизора, и, конечно, плотских утех.
Приучаемся поститься
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к нему.
В пост нужно входить постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от неразрешенной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Монахи советуют, не надо подходить к посту необдуманно. Начинать поститься слишком строго. Вскоре они или подрывают свое здоровье, или от голодных спазмов становится злыми и раздражительными. Пост становится невыносимым и они его бросают. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется еды и напитков в день. Затем постепенно уменьшать порции, но не до критической нормы.
И еще раз напомню, что желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и попросить благословения на то, чтобы поститься.
АНГЕЛА ЗА ТРАПЕЗУ!
МОЛИТВА ПЕРЕД ЕДОЙ
Эти молитвы (чаще первую) верующие читают перед тем, как сесть за еду, "изъявляя свою надежду, что Господь не оставит нас в наших повседневных нуждах".
МОЛИТВА ГОСПОДНЯ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Отец наш, Который на небесах! Пусть благоговейно почитается имя Твое, пусть придет Царство Твое, пусть воля Твоя пребудет на земле так же, как и на небе. Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).
ИЛИ
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении отверзавши ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволения.
Глаза всех (людей) с надеждой смотрят на Тебя, Господи, и Ты даешь им пищу в нужное время, открываешь щедрую руку Твою и наполняешь все живое Своей милостью.
МОЛИТВА ПОСЛЕ ЕДЫ
Читается после завершения еды; в этой молитве мы приносим Богу благодарность за то, что Он по Своему милосердию питает нас, и просим не лишить Своего Небесного Царства - блаженной жизни души среди ангелов и святых после исхода из этого мира.
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго твоего Царствия, но яко посреде учеников Своих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что ты напитал нас земными Твоими благами; не лиши нас и Небесного Твоего. Царства, но как (Ты) посреди Своихучеников (апостолов) пришел, посылая им мир, приди к нам и подай нам спасение (души).
Читать эти молитвы следует стоя, обратившись лицом к иконе (которая обязательно должна иметься на кухне или в другом месте приема пищи), вслух или про себя, совершая крестное знамение (крестясь) в начале и конце молитвы. В том случае, если за столом находятся несколько человек, молитву читает один из них (обычно самый старший) вслух. После прочтения молитвы перед едой многие благочестивые люди крестят приготовленную пищу - сложив пальцы как для совершения крестного знамения (большой, указательный и средний - вместе щепотью, а безымянный и мизинец прижав к ладони), крестят пищу сверху вниз и слева направо. Во многих монастырях есть традиция перед приемом пиши окроплять ее святой водой; это установление вполне применимо и в домашних условиях.