Город как никогда близок к техногенной катастрофе. Ее причиной может стать брошенная работниками недостроенная подземка.Строительство донецкого метро полностью остановилось. Проблемы с финансированием стройки века уже не раз заставляли работников метрополитена выходить с акциями протеста на улицы, пикетировать областную администрацию, отправлять многочисленные послания в столицу. После того как люди устали стучаться в закрытые двери, они пошли на крайние меры. Просто ушли со своих рабочих мест (о чем, кстати, предупреждали власти заранее).Со вчерашнего дня метростроевцы не вышли на работу. И теперь город находится на грани техногенной катастрофы. Дело в том, что метрополитен - это совсем не та стройка, с которой можно развернуться и уйти. Ежедневно строители откачивали из-под земли сотни кубометров воды, которая теперь будет просто наполнять выработки, а через неделю 3 района Донецка могут быть подтоплены. Уже сейчас подземные лабиринты начали наполняться шахтными водами. А работники "Донецкшахтометростроя" официально заявили, что через неделю в Донецке начнется целая серия наводнений, подобных которым город еще не видел.
Сейчас в Донецке остановлены все насосы, которые откачивали воду из тоннелей будущего метрополитена. То есть каждый час они наполняются в среднем 70 м3 воды. Несложные подсчеты позволяют понять, что уже через неделю уровень воды достигнет астрономических пределов - центр Донецка будет стоять на 10-11 тысячах кубометров воды.
- У нас на руках есть официальное заключение от Минтранса, где сообщается, что метрополитен - это 5 потенциально опасных объектов, которые грозят техногенными катастрофами с человеческими жертвами. И сейчас остановка откачки воды напрямую угрожает затоплением трамвайных путей в центре Донецка, цеха завода цветных металлов, коксохимического цеха № 2 металлургического завода, Мушкетовского водопровода, - сообщает Василий Антюшеня, председатель первичной профсоюзной организации ООО "Донецкшахтометрострой".
Итак, под угрозой оказывается ряд промышленных объектов, кроме того через неделю проблема подтопления коснется жилых домов Ворошиловского, Буденновского и Пролетарского районов. Метростроевцы не скрывают, что "могут поплыть" и несколько центральных улиц Донецка с ВИП-новостройками.
Из-за забастовки метростроителей Донецку грозит потоп?
Сейчас метростроевцы признают, что подземка уже через неделю после остановки работы будет главной проблемой Донецка. И в числе подтопленных окажутся большинство улиц центра города.
- Речь может идти о домах на улицах Челюскинцев, Горького, проспекта Павших Коммунаров, проспекта Дзержинского и бульвара Пушкина. Правда, последний пункт в разряде маловероятных пока. Однако, уже через неделю в Донецке начнется цепная реакция и подтопление грозит охватить значительную территорию. - сообщает Василий Антюшеня.
В пустоты могут провалиться целые дома
Солидарны с метростроевцами и специалисты горного дела.Мол, остановка работ на подземке может иметь глобальные последствия.
- Теоретически может быть все, что угодно. Скапливающая вода будет заполнять все пустоты, а это грозит обернуться провалами. И если предположить, что на этом месте будут жилые дома, то последствия этого страшно представить. Нельзя с полной уверенностью говорить, что так будет, но и такую возможность исключать нельзя. Подтопление грозит минимум осадкой домов, а где осадка, возможны и разрушения. - сообщает профессор кафедры строительства шах и подземных сооружений Донецкого Национального Технического Университета Сергей Борщевский.
Больше того, по мнению специалистов - другая проблема в том, что в выработках затопит и все оборудование. Оно бесповоротной выйдет из строя. А когда к проблеме откачки придется вернуться (а это не минуемо), придется затратить еще миллионы гривен на покупку нового оборудования. Кроме того, если через какое-то время и к идее достроить метро решат вернуться, то абсолютно все бетонные крепления придется менять. Поскольку бетон, который впитал значительное количество воды уже будет нести потенциальную угрозу.
Работникам подземки год не платили зарплату
Сейчас остановить грозящую техногенную катастрофу может только выплата работникам метростроя зарплаты. Этот конфликт назревал уже не один месяц. Как только грянул кризис работники метростроя остались без зарплаты. И на данный момент, с января не видели своих законных денег. Самой же стройке уже не суждено быть законченной. Те 500 миллионов гривен, которые из госказны обещали отдать Донецку на метрополитен, так и остались в Киеве.
Начиная с осени строители метро уже несколько раз выходили на забастовки от под обладминистрацию. Но местные власти тут изначально бессильны помочь. Стройку метро затеял МинТрас и это же ведомство выплачивало людям зарплату. Так что местным властям только и приходилось, что писать сотни обращений, писем и требований внять проблеме строителей метро, которых оставили без денег.
- Да, была цель устроить забастовку под КабМином, который задолжал зарплату строительство метро. Но у людей элементарно нет денег на билеты в Киев. Что говорить, если у людей уже нет средств, чтобы просто ездить на работу. Поэтому не выход на стройку всего коллектива - это уже последняя отчаянная мера.- сообщает специалист по информационной работе профсоюза работников угольной промышленности Виталий Коноплев.
Забастовками, метростроевцы смогли выбить себе только зарплату за 1 месяц. И то, долг решил погасить не задолжавший КабМин, а городской совет. Но ситуацию это не спасло. Мэрия Донецка готовится к экстренным действиям
Сообщение о том, что все 286 работников метрополитена не вышли на работу, уже заставило высказаться городские власти. И сейчас в городском совете работают над экстренными мерами, которые не допустят техногенной катастрофы.
- Мы сейчас будем срочно принимать решения. Мэр города будет изучать эту ситуацию и примет экстренные меры для того, чтобы избежать техногенной катастрофы. Нам нужно убедить метростроевцев выйти на работу и продолжать откачивать воду. Для того, чтобы это сделать, им нужно выплачивать заработную плату. Я думаю, что нужно разговаривать с правительством и договариваться об отмене изъятия у города средств в декабре в государственный бюджет. Эти деньги должны остаться в Донецке и мы эти средства направим на зарплату метростроевцам, на финансирование самого строящегося метрополитена. Это единственный выход.- сообщил секретарь Донецкого городского совета Николай Левченко.
В это время МЧСники и экологи пока воздерживаются от комментариев по поводу грозящей городу техногенной катастрофы.
Компетентно
Павел Вигдергауз, архитектор, член союза архитекторовСССР и Украины:
- Да, проблема подтоплений для Донецка актуальна. И что будет, например, с хрущевками в таких условиях - бог его знает! Поскольку какие-то защитные мероприятия против подтопления вряд ли были предусмотрены. Конечно, нежелательно подтопление и для панельных домов. Но, не думаю, что ситуация дойдет до того, что они будут разваливаться.