В подрыве «Невского экспресса» участвовали трое мужчин и одна женщина

В доме недалеко от места ЧП, который был секретной базой боевиков, оперативники обнаружили их ДНК.

Трагедия произошла в пятницу, 27 ноября, около 21:30. Фирменный поезд № 166 именуемый" Невским Экспрессом" не доехал до Северной Столицы всего 1,5 часа.

Взрыв прогремел в 25 километрах от станции Бологое, на границе Тверской и Новгородской областей.

В настоящий момент информация о пострадавших и погибших такова: 26 человек стали жертвами этой трагедии, 89 находятся в больницах, судьба трех человек до сих пор под вопросом.


Наш спецкор отыскал предполагаемое убежище террористов. Фото: Александр Коц

Как выяснилось, взрывное устройство было нажимного, либо растяжечного типа с гранатным замедлителем. И, скорее всего, это взрывное устройство было заложено непосредственно перед проходом «Невского экспресса», потому что за 40 минут до этого проехал другой поезд.  И проехал благополучно.

Однако «Невский экспресс» был взорван, три вагона сошло с рельсов. О чем это может говорить? О том, что, судя по всему, злоумышленники во время взрыва находились где-то рядом.


Искореженный вагон поднимают из-под откоса.Фото: Александр КОЦ

Судя по всему, дом, где готовился теракт, стоит в деревне Хмелевка. От нее до места подрыва «Невского экспресса» 15 минут ходьбы до разбитой дороге. Можно пройти и совершенно незамеченным через лес.


Внутри искалеченный вагон завален книгами, которые читали или везли с собой пассажиры – Агния Барто, Макс Фрай, Пелевин, «История Российского флота».

Сама деревня создает впечатление заброшенной. Большинство дворов здесь – дачные домики питерцев и новгородцев. Из постоянных жителей здесь только три семьи. Как рассказали нам Хмелевцы, этот домик действительно кто-то хотел снять.

Приезжали некие трое мужчин на светлой легковой машине за неделю до теракта. Однако кто они – охотники, рыбаки или просто желающие обзавестись дачей, местные не интересовались. В понедельник же у одноэтажного деревянного домика с небольшой пристройкой десантировалась большая следственная группа. Возле него стояли несколько милициейских машин и оранжевый микроавтобус, оборудованный под экспертную лабораторию ФСБ России. На вопросы «чекисты» отвечали уклончиво, однако мягко дали  понять, что присутствие журналиста здесь не желательно.

Между тем, практически весь вчерашний день на месте катастрофы движение поездов было остановлено в обе стороны. Железнодорожники несколько часов грузили искореженные вагоны «Невского экспресса» на платформы, которые ближе к вечеру отправились в сторону Санкт-Петербурга.


Стены вагона в запекшихся бурых подтеках. Кровь везде - на белых салфетках-подголовниках,тряпках,шторах, одеялах.

В отличие от воскресенья, весь сегодняшний день на месте катастрофы было очень многолюдно. Появившиеся немногословные сотрудники СКП распорядились вновь выставить оцепление и вывести за него всех журналистов.

Около 200 железнодорожников собирали по полотну обломки поезда, кресла, одежду… Среди них были и путейцы из села Лукошино, которые одними из первых в ту страшную ночь добрались до места трагедии и оказали первую помощь пострадавшим. Механик Сергей Васильев в в это время дежурил на электроподстанции, в которую в ту ночь чудом не влетел один из вагонов «Невского экспресса».


На месте катастрофы идут восстановительные работы.Фото: Александр КОЦ

Он, как и все, услышал взрыв, затем страшный лязг металла. В следующее мгновение, он, накинув бушлат, уже бежал к опрокинувшемуся вагону помогать раненым. Взрыв, кстати, был слышен за много километров от места трагедии.

- Я сначала не придал ему значения, - рассказал «КП» глава лукошинской администрации Недикс Мхитарян. – Потом мне позвонили с подстанции, сказали – авария. Я сразу связался с начальником колонии (ЛИУ №3), попросил организовать спасательные работы. Уже через полчаса на место подъехали из колонии одна карета «Скорой помощи» и автобус с тюремными медиками.

А жители нашего поселка начали самоорганизовываться и на своих машинах мчаться по раскисшей дороге к железной дороге. «Десятка» там чья-то на «брюхо» села, дорогу перегородила. Так ее мужики на руках на обочину вынесли.

Первыми к месту катастрофы добрались путейцы Виктор Пихлокас, Анатолий Майоров и Павел Маслов. Последний  27 ноября в 13.00 обходил пути с проверкой.

- Как обычно обошел свой участок, никаких неполадок или чего-то подозрительного не заметил, говорит 26-летний железнодорожник.

- А часто вы проверяете пути?

- Раз в день железно.

К слову, по данным «КП» взрывное устройство было нажимного действия с гранатным замедлителем. То есть это был не радиоуправляемый фугас и не бомба с часовым механизмом. А значит заложить ее террористы должны были практически перед самым проходом «Невского экспресса».


Разрушенный вагон погрузили на платформу.Фото: Александр КОЦ

Ведь за 40 минут до этого здесь благополучно прошел другой поезд. Уйти в суматохе диверсантам не составляло труда. Они запросто могли бы прикинуться пострадавшими и выехать с места теракта на машинах местных жителей.  Впрочем, обладая минимумом сноровки и длинными болотными сапогами, террористы могли уйти в противоположную от Хмелевки сторону – через лес в сторону Новгородской области.

Между тем, корреспонденту «КП» удалось поговорить с машинистами, часто ездящими по этому маршруту. Из Москвы для проводки пассажирских поездов сюда были вызваны пять тепловозов – линии электропередач восстановили только накануне. Сегодня они уже собираются назад.

- Полностью контролировать тысячи километров железных дорог невозмоджно в принципе, - вздыхает машинист-инструктор Артур Нагайченко. 

– Но систематически все пути проверяют и людьми, и техникой.

Как удалось узнать «КП», 23 ноября этот участок железной дороги был проверен вагоном-путеизмерителем. По результатам инспекции была выставлена отметка «отлично». 18 и 25 ноября полотно проверялось поездом дефектоскопом, также не обнаружившим каких-либо неполадок.

Вообще к этому частку железной дороги в последнее время железнодорожники обращали повышенное внимание. Ведь здесь тестировался новый скоростной поезд «Сапсан». Поэтому после катастрофы реакция была молниеносной.

Первый восстановительный поезд к месту трагедии отправился из Бологого в 22.20. Еще спустя час подъехали  четыре восстановительных поезда из других населенных пунктов. Всего в ту ночь на месте работали 276 сотрудников РАО РЖД.

- Неужели после взрыва на Октябрьской дороге не было сделано каких-нибудь усилений?

- Почему, я теперь каждый раз провожу инструктаж бригады на предмет террористической угрозы, - говорит Артур Нагайченко. – На московских вокзалах установлены новые автоматические системы слежения, в поездах даже есть кнопки бдительности. К примеру диспетчер посылает сигнал машинисту.

Если тот не реагирует, посылается повторный, уже звуковой сигнал. Если и после этого сигнала из локомотива нет ответа, то поезд останавливается автоматически.

- Но как все это может уберечь от терактов?

- Ну везде же вы не повтыкаете камеры, - пожимает плечами Артур. – Теперь нам приказано проявлять повышенную бдительность. К примеру, если мы вдоль путей замечаем каких-то людей, то тут же передаем информацию дежурной по ближайшей станции. Дежурный в свою очередь связывается с правоохранительными органами, которые мгновенно проверяют наши сведения.


Фото: Дмитрий ПОЛУХИН (схема)

- Так уж и мгновенно?

- Теперь да.

Как выглядели преступники

Пока установлены точные приметы только двоих подозреваемых:

Возраст около 50 - 55 лет, рост 175 см, плотного телосложения, 54 - 56-й размер одежды, был одет в пиджак серого цвета, рубашку светлого цвета, разноцветный галстук со штрихами в рисунке, на голову был надет парик рыжего цвета. Крупные черты лица, суженные глаза (см. фоторобот).

Возраст около 30 - 35 лет, рост около 180 см, спортивного телосложения, с темными волосами, стрижка средней длины, был одет в белую рубашку без галстука, ворот рубашки расстегнут, в черный пиджак или куртку.

Кроме того, милиционеры Новгородской области объявили в розыск мужчину и женщину на серебристой «девятке», которые явно обладают информацией о крушении поезда. Первоначально их считали свидетелями. Однако они могут иметь и прямое отношение к взрыву. Вчера вечером следователи изъяли в доме в деревне Хмелевка четыре образца ДНК, которые могут принадлежать террористам. Один из образцов ДНК предположительно женский. Таким образом, сейчас в розыске находится группа из четырех человек.


Следователи считают, что этот человек с рыжими волосами заложил взрывчатку.

Карина МИХАЙЛОВА («КП» - Тверь»)

 

ДОСЛОВНО

«Я был на месте крушения. Всем было очевидно наличие следов взрыва - образование на железнодорожной ветке воронки диаметром полтора метра на метр глубиной 70 сантиметров. Это было воздействие взрывного усилия. Никаких сомнений нет у специалистов, что это взрыв. Говорить о технической неисправности не приходится, и это уводит обсуждение от главной причины крушения. Надо сконцентрироваться на том, что нужно делать, чтобы не допустить таких катастроф».

(Вице-президент ОАО «РЖД» Михаил АКУЛОВ, комментируя слухи о том, что «Невский экспресс» сошел с рельсов якобы из-за технической неисправности.)

 

После второго теракта могут переименовать поезд

Многие гадают: почему террористы привязались именно к «Невскому экспрессу»? 

- Вероятно, потому, что он скоростной и популярный, - говорят в пресс-службе РЖД в Петербурге. - В «Невском экспрессе» большинство мест сидячих, стоимостью около трех тысяч рублей. Потому состав такой и «густонаселенный».

- Не думали, может, стоит переименовать злосчастный поезд, раз его название действует на мерзавцев как красная тряпка на быка?

- А еще советуют изменить его расписание или вообще отменить рейс, - сказали в пресс-службе. - Думаем, но пока до какого-то конкретного решения далеко. Не до этого сейчас, честно говоря.

Елена ЛИВСИ («КП» - Санкт-Петербург»)

 

Путин принял трагедию близко к сердцу

Семьи погибших при крушении «Невского экспресса» получат по 1 миллиону рублей. Об этом сообщил вчера премьер-министру Владимиру Путину первый вице-премьер Виктор Зубков. Из федерального бюджета семьям погибших выделят по 300 тысяч рублей. В итоге вместе с выплатами властей регионов и РЖД компенсации достигнут отметки в 1 миллион.

Кроме того, Путин заявил на встрече с Зубковым, что подрыв «Невского экспресса» и теракт с взрывом поезда Тюмень - Баку в Дагестане похожи. «Мы знаем, что и попытка аналогичного теракта была совершена в Дагестане. Что касается обеспечения безопасности инфраструктуры в целом, здесь может быть только один способ - работа на упреждение», - сказал Путин.

Также вчера пресс-секретарю премьер-министра Дмитрию Пескову журналисты задали вопрос о реакции Путина на трагедию «Невского экспресса».

- Председатель правительства отреагировал сразу, - ответил Песков. - Он распорядился создать правительственную комиссию по расследованию трагедии, которую возглавил первый зам. председателя правительства Виктор Зубков, и поручил оказать всю необходимую помощь пострадавшим и семьям погибших.

Дмитрий Песков признался журналистам, что Путин действительно очень переживает случившееся, принял трагедию «Невского экспресса» близко к сердцу.

Лариса КАФТАН

 

ВСПОМНИТЬ ВСЕХ

Список погибших:

1. Аксаментов Николай Николаевич (1956 г. р.)

2. Вахабов Марат Тухтамуратович (1954 г. р.)

3. Галактионов Олег Викторович (1981 г. р.)

4. Голопуров Андрей Викторович (1967 г. р.)

5. Дерцакян Павел Игоревич (1982 г. р.)

6. Дунаев Вадим Геннадьевич (1972 г. р.)

7. Еремичев Сергей Владимирович (1956 г. р.)

8. Евстратиков Борис Михайлович (1958 г. р.)

9. Караваева Наталья Юрьевна (1983 г. р.)

10. Кирьянов Александр Львович (1965 г. р.)

11. Ковалев Виталий Витальевич (1958 г. р.)

12. Козлова Вера Викторовна (1983 г. р.)

13. Кузьмина Мария Дмитриевна (1979 г. р.)

14. Кукушкин Евгений Викторович (1978 г. р.)

15. Лазаренко Олег Евгеньевич (1974 г. р.)

16. Ляшенко Владимир Викторович (1967 г. р.)

17. Мухина Людмила Борисовна (1949 г. р.)

18. Сальников Алексей Павлович (1962 г. р.)

19. Скворцова Татьяна Алексеевна (1981 г. р.)

20. Смирнов Андрей Владимирович (его тело сильно обезображено, поэтому родственники до конца не уверены, что это он)

21. Тарасов Сергей Борисович (1959 г. р.)

22. Троицкая Маргарита Павловна (1989 г. р.)

23. Фокина Людмила Александровна (1978 г. р.)

24. Халецкий Антон Геннадьевич (1977 г. р.)

25. Цейтлина Ольга Львовна (1969 г. р.)

26. Шипилов Александр Сергеевич (1956 г. р.)