Сначала решили, что террористы просто замешкались. Потом оказалось, что от них ничего и не зависело после установки мины - она сработала автоматически сразу после прохода локомотива. Однако состав спасла случайность - он шел на слишком большой скорости.
В субботу вечером машиниста Октябрьской железной дороги Александра Антонова, который вел «Невский экспресс», привезли в Петербург в подавленном состоянии. Сутки он провел на допросе у сотрудников ФСБ. Антонов пояснил, что к моменту взрыва он набрал скорость 197 километров в час и управлял в ручном режиме.
На скоростных поездах есть система наподобие самолетного автопилота. На этом участке поезд как раз должен идти на автомате, но Антонов переключился на ручной режим, чтобы нагнать график, - состав отставал на полторы минуты. Говорят, поэтому скорость была выше, чем рассчитали террористы. Будь она ниже, вагоны начали бы сходить с рельсов не с девятого от головы, а гораздо раньше.
После срабатывания взрывного устройства локомотив подскочил, снова попал в колею. У второй секции электровоза оторвало колесную пару, кабину повредило, но сам Александр Сергеевич не пострадал. Он, как и предписывают правила, начал экстренное торможение.
- По инструкции для скоростных поездов вся ответственность за безопасность состава лежит на машинисте, - говорит источник в РЖД. - Только он принимает все решения. И Антонов поступил как профи, сориентировался в считанные секунды.
Кстати, 13 августа 2007 года машинист Федотов оказался в похожей ситуации. В то время согласно плану ремонта путей на том участке скорость не должна была превышать 120 километров в час. На эти данные и опирались террористы в своих расчетах. Но Федотов опаздывал и прибавил до 190 километров в час. Тогда машинист тоже экстренно тормозил, но набранного хода хватило, чтобы проскочить мост. В противном случае вагоны посыпались бы с моста один за другим.