Те, кто готовил эту катастрофу, место выбирал специально и тщательно. Болотистый глухой угол Новгородчины. Единственная дорога кончается на окраине деревни Хмелевка. И дальше до самой насыпи - гнилой смешанный лес, стоящий по колено в воде. Подходы к железке прикрыты непролазным кустарником, и можно незамеченным подобраться к насыпи вплотную. Насыпь высотой метров шесть - мы с трудом, буквально на четвереньках, доползли до рельсовых путей. Рельсы, что в сторону Москвы, что в сторону Питера, терялись где-то за горизонтом.
|
Как рассказали нам железнодорожники, ремонтировавшие контактную сеть, этот участок считался скоростным. Здесь поезда разгонялись до 250 километров в час.
По обе стороны от железнодорожных путей в лесу мелькали тени в камуфляже, какие-то люди осторожно и тихо переговаривались. Это были спецы-силовики, причем вооруженные специальным оружием - бесшумными автоматическими винтовками «Вал». Спецслужбисты искали возможные лежки, схроны и тайники террористов, следы наблюдения за полотном железной дороги. Но, судя по всему, длительной подготовки эта террористическая операция не потребовала. Удар был молниеносным: считанные минуты на закладку взрывчатки и отход к деревне Хмелевка - к единственной проезжей дороге в районе. Последствия удара были ужасающими. Мы буквально спотыкались о них на каждом шагу. Первая же находка неприятно кольнула в сердце. Это была темно-красная женская курточка известной спортивной фирмы. Мокрая, грязная, рукава куртки раскинуты, как выломанные руки. Рядом валяются джинсы - мужские и женские, грубо распоротые по швам - их снимали с поломанных ног. Вагон номер два лежит на боку, разбросав по кюветам свои могучие колесные пары и короба с аккумуляторными батареями. Сам вагон со стороны железной дороги стыдливо прикрыт маскировочной сетью, чтобы своим жутким и жалким видом не портил настроения пассажирам других поездов. Внутри искалеченный вагон завален книгами пассажиров - Агния Барто, Макс Фрай, Пелевин, «История Российского флота». Книги лежат слоями, при этом в вагоне почти не осталось кресел, и со стороны это похоже на заброшенную библиотеку в чернобыльской зоне. В свое время в Чернобыле мы насмотрелись на такие картины. Вот только не было крови в тех библиотеках. Изнутри стены вагона в крови. В крови и белые салфетки-подголовники, какое-то тряпье, шторы. В крови и фасонная, фирменная фуражка проводника «Невского экспресса». Вокруг валяются битые ноутбуки, компьютерные мыши, наушники. Залежи женской косметики хрустят под ногами.
Находиться здесь больше невыносимо. Лезем прочь из вагона. И тут же буквально цепляемся взглядами со старушкой, стоящей на крылечке единственного жилого дома.
Два искореженных вагона «Невского экспресса» пролетели мимо дома 78-летней Елены Голубевой. Если бы не крутая насыпь, на которой стоит старая ветхая избушка, третий бы точно разнес ее в щепки - вагон не долетел каких-то двадцать метров.
- Взрыв был сильный - ба-бах, - заново переживает жуткие впечатления Елена Михайловна. - Потом снова шум, ужас. Свет вмиг погас. Я не понимаю, что происходит. Думала, дом мой взрывают. Жутко стало. В войну так страшно не было. Я тогда маленькая была, в деревне жила, видела, как немцы Бологое бомбили, но такого ужаса во время войны переживать не приходилось.
Елена Голубева сама в прошлом железнодорожница. 40 лет отработала мастером-мостовщиком.
- Я в темноте еле телефон мобильный нашла, позвонила родственникам. Гляжу в окно - люди какие-то идут. Ну, думаю, и взорвут, и картошку всю своруют. Постучали - открыла дверь, а они все в крови. У женщины истерика, она, по-моему, помешалась. Глаз заплывший, ухо разодрано. Тут я поняла, что беда случилась. Начала укладывать их у себя в комнате. 8 человек всего у меня разместились.
На кровати Елены Михайловны до сих пор разводы крови. Бурые пятна на подушке, на полу, на дверце холодильника…
СПРАВКА «КП»
«Невский экспресс» - скоростной пассажирский поезд № 165/166, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом с 2001 года. Скорость движения - до 220 км/ч, время в пути - 4 часа 30 минут. В состав поезда входят вагоны с сидячими местами, купе и люкс (СВ). До появления «Сапсана», регулярные рейсы которого намечены с этого декабря, был самым новым и самым быстрым скоростным поездом на Октябрьской железной дороге.
Хроника событий
19.00.* «Невский экспресс» отправился с Ленинградского вокзала Москвы. Поезд должен прибыть в Санкт-Петербург в 23.30.
21.34. Пассажиры чувствуют сильный удар, многие падают с полок на пол. Никто не понимает, что произошло. Гаснет свет. В сошедших с рельсов вагонах - погибшие и раненые.
23.10. МЧС сообщает, что есть погибшие.
23.45. В «Невском экспрессе» ищут врачей, проводники бегают по вагонам и спрашивают, есть ли обезболивающее.
23.36. Пассажиров-мужчин просят помочь и отправляют в конец состава. Нужно вытащить пострадавших из вагонов.
23.43. К «Невскому экспрессу» выехал спецназ. На место аварии прибыли два вертолета спецслужб.
23.50. До сих пор до «Невского экспресса» не добрались кареты «Скорых».
Ситуация осложняется тем, что ЧП произошло буквально в чистом поле и поблизости нет населенных пунктов.
23.54. На Московском вокзале Санкт-Петербурга временно приостановлено отправление поездов. Причем не только на Москву, но и по другим направлениям.
На место аварии из Москвы выезжают оперативная группа МЧС, пожарные, медики и президент РЖД Владимир Якунин.
23.57. На месте аварии обнаружили воронку от взрыва.
0.18. Появляется информация, что в сошедших вагонах «Невского экспресса» погибли десять человек. 130 пострадали. Часть пассажиров пересаживают на другой поезд, идущий в сторону Питера.
0.32. На место трагедии вылетели самолеты МЧС.
0.55. Пассажиров «Невского экспресса» отправляют греться в другой поезд, но места для всех не хватает, многие стоят в тамбурах.
0.56. Из Петербурга за пострадавшими ушел поезд.
1.54. Часть пассажиров «Невского экспресса» добираются до ближайшей станции пешком по рельсам. Мужчины несут на руках детей и помогают женщинам.
2.10. Дмитрий Медведев поручил разобраться с причинами крушения «Невского экспресса». Озвучивается версия теракта.
3.26. В Петербург прибывает «Сапсан» с пострадавшими. У большинства - травмы средней тяжести, многие - тяжелые, практически сразу «Скорые» развозят людей по больницам.
4.00. Вокруг места крушения поезда «Невский экспресс» выставлено сплошное оцепление.
5.32. Судьба более 30 пассажиров «Невского экспресса» до сих пор неизвестна.
Из-за крушения сейчас задерживается более 50 пассажирских поездов.
Теракт - основная версия. Ее озвучивает глава Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александр Бастрыкин.
14.00, суббота, 28 ноября. На месте трагедии - новый взрыв, никто не пострадал.
15.30, воскресенье, 29 ноября. Родственники опознали 24 из 25 погибших. Судьба еще 26 пассажиров неизвестна. По данным Минздравсоцразвития, в больницах находятся 92 пострадавших.
*По московскому времени.
ВЕРСИИ
Террористы выбрали «обкатанный» сценарий
Сегодня уже точно известно, что крушение поезда на Октябрьской железной дороге - теракт. Рвануло самодельное взрывное устройство мощностью 3 килограмма тротила. Но кто мог совершить это чудовищное преступление? Эксперты озвучили несколько версий.
|
КАВКАЗСКИЕ БОЕВИКИ
В 2007 году «Невский экспресс» уже взрывали, причем точно по такому же сценарию. Поезд тогда сошел с рельсов в Новгородской области. Пострадали 59 человек. Причина аварии - взрыв самодельного устройства, заложенного под железнодорожное полотно. Спустя полтора года оперативники вышли на след подозреваемых - жителей Ингушетии. И вот 25 ноября один из них - Макшарип Хидриев - признался, что именно он в качестве курьера занимался доставкой взрывчатки для теракта. В самом же теракте правоохранители подозревают северокавказских боевиков во главе с Павлом Косолаповым - этот бывший военнослужащий Российской армии, перешедший на сторону ваххабитов, засветился также в Воронеже, где самодельные бомбы взрывались на автобусных остановках.
Возможно, что объявленный в федеральный розыск Косолапов на этот раз решил довести дело до конца и взорвать «Невский экспресс» по отработанному сценарию.
РУССКИЕ ФАШИСТЫ
Сразу после теракта один из членов Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) опубликовал в своем блоге заявление, сделанное от имени нацгруппировки Combat 18. Дословно: «Мы, боевая автономная группа Combat 18, берем на себя ответственность за подрыв «Невского экспресса. Дальше - больше! Время пришло».
Вроде все однозначно. Но ряд экспертов выступают против этой версии. Дескать, подобные заявления не характерны для неонацистов - они никогда ранее не совершали массовых терактов. Их деятельность носит адресный, локальный характер: нападение на таджиков-дворников, избиение рыночных торговцев. К тому же в поезде «Невский экспресс» по определению вряд ли могли ехать гастарбайтеры. И по идее, если бы неонацисты и отважились на столь масштабную «акцию», то это был бы поезд Душанбе - Москва или Махачкала - Москва.
К тому же лидер ДПНИ Александр Белов заявил «КП», что организации Combat 18 не существует. Но в любом случае, даже если организация существует, то ее численность и боеспособность под большим вопросом.
Врачи оперировали прямо на земле около разорванных вагонов
Всю ночь из-под обломков доставали мертвых.
Число пострадавших беспощадно росло: десять, тринадцать, двадцать, двадцать пять... В это же время пытались спасти кого еще можно.
- Вот видите, вагон искореженный. После крушения он стал сильно дымиться. А под вагоном лежал мужчина. Медики кинулись ему на помощь... - покачивая головой, рассказывает путейский рабочий Илья Алексеев. - Он орал что есть мочи, пытался самостоятельно выбраться из-под махины, но правая нога была зажата. Врачи, видно, решили, что нельзя медлить, и стали готовиться к операции на месте. Обкололи ногу, кто-то влил парню водку или самогон, и ногу стали пилить. Я не выдержал и ушел.
В хвостовом вагоне жертв, к слову, могло быть и больше, если бы не проводник.
- Вон там молодой человек в окружении охраны, - указал нам усталый врач. - Это проводник. Он быстро среагировал на ситуацию и стал вытаскивать пострадавших через окна и люки в днище вагона.
Мы подошли к проводнику.
- Простите, ничего сейчас говорить не могу, все, как в тумане.
Парень, стоящий рядом, оказался более разговорчивым.
- Мы кино смотрели с другом, как вдруг вагон накренился вправо, и я почувствовал, что мы летим с рельсов, - рассказывает пострадавший Александр Пашива. - Дальше было несколько ударов. Вагон перевернулся на бок, на крышу и опять на бок. Потом несколько секунд стояла гробовая тишина. Мой друг погиб. Мы с ним рука об руку 25 лет шли. А теперь вот. Приехали. Стою теперь, охраняю его тело, чтобы никто не утащил в другое место.
Железнодорожники разводили костры, чтобы хоть как-то согреться ночью посреди леса. Жгли хворост и молча курили.
Врачи, не стесняясь, плакали...
СУДЬБЫ
Икона не спасла главу Росрезерва
51-летний Борис Евстратиков ехал в Санкт-Петербург к родным и друзьям. Сам он - питерский, учился в знаменитом Училище им. адмирала Макарова, но стал не моряком, а сотрудником госбезопасности. Работал в органах 26 лет - больше половины жизни. В 2008 - 2009 годах был заместителем главы Роскомрыболовства - курировал рыбнадзор и воспроизводство водных биоресурсов. В марте этого года постановлением Владимира Путина, который знал Евстратикова еще по Питеру, был назначен главой Федерального агентства по государственным резервам.
- Борис Михайлович был светлым и порядочным человеком, что очень важно в наше циничное время, - рассказал «Комсомолке» его коллега по работе в Роскомрыболовстве Александр Савельев. - Чувствовалась его открытость людям, обычно свойственная человеку верующему. А он и был верующим. На его 50-летие, которое мы отмечали в прошлом году, я сделал ему скромный подарок - маленькую икону с ликом святого Бориса. Специально купил в Сретенском монастыре. Борис Михайлович очень обрадовался и сказал: «Этот подарок теперь будет со мной всегда».
Была ли икона с Борисом Евстратиковым в тот черный вечер, неизвестно.
В катастрофе погиб экс-сенатор от Петербурга
10 октября Сергей Тарасов сыграл свадьбу с примой-балериной Мариинского театра Анастасией Колеговой. Заявление молодые подали 09.09.09 - в «День трех девяток». А сама регистрация прошла 10.10 в 10 часов 10 минут. Наверное, молодые надеялись, что свадьба со столь магическими числами принесет им счастье. Но магия не сработала.
- А какая красивая была пара! - с горечью вспоминают сегодня друзья. - Мы долго не знали об их романе. Ухаживал он очень красиво. После спектаклей Настя охапками получала цветы. Мы сначала гадали: от кого? Потом выяснилось, что это был Сергей Тарасов.
Ради красавицы Колеговой Тарасов развелся со своей первой женой Варварой Владимировой, дочерью Алисы Фрейндлих и режиссера Игоря Владимирова. Их общий сын Никита уже поступил в Щукинское училище, а дочь Анна учится в 10-м классе.
Сергей Тарасов работал в столице. Но на выходные обязательно возвращался в Петербург. Вот и в эту злополучную пятницу отправился поездом. Правда, жены дома не было: Анастасия отправилась на гастроли в Японию.
- Анастасия уже знает о трагедии, - рассказали «КП» в ее окружении. - Она должна вылететь ближайшим рейсом в Россию.
ВЕЗУНЧИКИ
Москвичка сдала билеты на поезд из-за дурного сна
Жительница столицы Елена Тимофеева считает, что осталась жива буквально чудом.
- Я должна была ехать на этом поезде, - рассказала она «Комсомолке». - Собиралась в Санкт-Петербург на экскурсии вместе со своим знакомым Василием Бернадским. Но ночью мне приснился кошмар. Как будто я во сне нахожусь в морге и пересчитываю трупы. Меня одолевали нехорошие предчувствия. В итоге я не выдержала и настояла на том, чтобы сдать билеты. А в субботу проснулась в холодном поту, включила новости... А там такое!
Пассажирку от смерти спас вагон-ресторан
- В поезде ехала моя гражданская жена Наталья, - сообщил корреспонденту «Комсомолки» молодой человек Илья. - Она у меня немного любит выпить, и эта вредная привычка спасла ей жизнь. Вот она мне прислала SMS: «Мы остановились - меня не встречай». Позже она перезвонила мне и сообщила подробности. Она ехала в последнем вагоне, который пострадал больше всего, однако в момент аварии ее не оказалось на месте. С подружкой они отправились в вагон-ресторан, находившийся в середине состава. Девушки выпивали, чтобы скоротать время в пути, когда поезд резко остановился. Все, что только могло, попадало со своих мест: посуда, вещи, пассажиры. Если бы девушка осталась в вагоне, то серьезно бы пострадала, но, видимо, она все-таки родилась в рубашке.
- Пьет, ну и хорошо, что пьет, - резюмировал Илья. - Я раньше ругался по этому поводу. А сейчас очень рад.
Без билета не пустили...
Марина Смирнова просила со слезами посадить ее в тот самый второй вагон. Но проводник был непреклонен - без билета не пущу.
- Я немного опоздала и просто не успела распечатать электронный билет. Умоляла пустить меня без распечатки. Слава богу, что проводник не сжалился.
От вагона, в который она пыталась попасть, мало что осталось. Пришлось Марине мчаться в аэропорт. Всю дорогу на самолете девушка горевала о потерянных деньгах. Но в Питере узнала о том, как ей повезло... Ночью она специально пришла на Московский вокзал - предупредила спасателей, что жива и ее не надо искать среди пропавших.
В Твери родственники опознали тела 24 погибших во время крушения "Невского экспресса"
- Аксаментов Николай Николаевич 1956 г.р.
- Вахабов Марат Тухтамуратович 1954 г.р.
- Галактионов Олег Викторович - 1981 г.р.
- Голопуров Андрей Викторович - 1967 г.р.
- Дерцакян Павел Игоревич - 1982 г.р.
- Дунаев Вадим Геннадьевич - 1972 г.р.
- Еремичев Сергей Владимирович - 1956 г.р.
- Евстратиков Борис Михайлович - 1958 г.р.
- Караваева Наталья Юрьевна 1983 г.р.
- Кирьянов Александр Львович 1965 г.р
- Ковалев Виталий Витальевич 1958 г.р.
- Козлова Вера Викторовна - 1983 г.р.
- Кузьмина Мария Дмитриевна 1979 г.р.
- Кукушкин Евгений Викторович 1978 г.р.
- Лазаренко Олег Евгеньевич
- Ляшенко Владимир Викторович 1967 г.р.
- Мухина Людмила Борисовна 1949 г.р.
- Сальников Алексей Павлович 1962 г.р.
- Тарасов Сергей Борисович - 1959 г.р.
- Троицкая Маргарита Павловна 1989 г.р.
- Фокина Людмила Александровна
- Халецкий Антон Геннадьевич - 1977 г.р.
- Цейтлина Ольга Львовна - 1969 г.р.
- Шипилов Александр Сергеевич 1956 г.р.
Читайте подробней>>