Гагарину дали орден Гагарина

Награду получил харьковчанин - ветеран Байконура и полный тезка первого космонавта.

Сейчас Юрию Алексеевичу Гагарину 72. Он пенсионер.

Орден под порядковым номером 92 от международной общественной организации «Ассоциация авиации и космонавтики» харьковчанин Юрий Алексеевич Гагарин получил за огромный вклад в развитие космонавтики. Правда, о заслугах нашего Гагарина знает лишь узкий круг специалистов.

Мало кому известно, что в 1960-е годы на Байконуре служили два Юрия Алексеевича Гагарина. И харьковчанин, как и его знаменитый тезка, тоже мог стать космонавтом. В молодости стремился попасть в истребительную авиацию, но медкомиссия обнаружила у него гайморит и забраковала эту идею. А совсем недавно харьковский Гагарин узнал, что у первого космонавта был точно такой же недуг, просто его личный доктор скрыл это.

- Возможно, если бы я подал заявление, меня бы зачислили в отряд космонавтов. Но мне сказали, что категорически нельзя, и я послушался, - рассказал «Комсомолке» полковник авиации в отставке Юрий Гагарин.

Разного рода совпадения буквально преследовали тезок. Родились они оба в марте с разницей в три года. В 1955 году поступили в авиационные училища - один Гагарин в Оренбурге, второй - в Харькове.

Судьба сводила их три раза. Впервые пересеклись в 1959 году в Московской военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. Через год Юрий Алексеевич

ёуехал из Харькова на Байконур. Он был в команде, записывавшей параметры работы системы радиоуправления ракеты, на которой Гагарин совершил первое космическое путешествие.

- Я принимал участие в создании первого поколения ракет-носителей, - пояснил наш собеседник. - Это знаменитая ракета, «семерка» так называемая, она до сих пор летает. Все полеты на МКС на ней осуществляются. Я не с одним Гагариным встречался, запускал в космос Терешкову и Быковского.

Устроил встречу первого астронавта со всеми, кто участвовал в этом старте, генерал-полковник Каманин. Гагариных представили друг другу в 1963 году. Они обменялись несколькими фразами. Космонавт уже знал, что полет готовил и сопровождал на земле его полный тезка.

- Герман Титов сказал мне: «Ты даже не двойник, а тройник», - вспоминает Юрий Алексеевич. - Но я не обращал на это внимания, пока эту тему не стали раскручивать корреспонденты. Во-первых, это было засекречено. Даже мои друзья не знали, что я участвовал в запуске Гагарина.

Ни фотографий с известным тезкой, ни автографа у полковника Гагарина не сохранилось. В годы, когда он работал на Байконуре, нельзя было иметь при себе не то что фотоаппарат -  даже записную книжку.

- Я от многих мог иметь автографы, но поставить их можно было разве что на моем пропуске, - улыбается Гагарин.