Андриана КАСЬЯН: «Я сначала жила с шарлатаном, а потом - с гением»

Вдова легендарного костоправа Николая Касьяна дала «Комсомолке» первое интервью после смерти мужа.

Андриана заботилась о Николае 43 года. Он ее называл «мамка».

Черный платок, заплаканные, но бесконечно светлые глаза, строгие короткие фразы… Пока ее муж - народный лекарь - служил своему народу, она преданно служила ему. 43 года. Не перечила, подстегивала к работе, ждала из бесконечных командировок и воспитывала четверых его детей. Она и сейчас занята внуками и правнуками. «Береги детей!» - это все, что успел сказать ей перед смертью Николай Андреевич...

Больные до сих пор звонят Касьяну

Уговаривать Андриану Николаевну дать интервью пришлось долго. «Что я вам скажу? Все в книгах написано!» - отнекивалась она, утирая слезы. Но телефонную трубку не бросала. Зная безотказность ее мужа, я очень надеялась, что и Андриана Николаевна согласится. «Ладно, приходите в центр. Там все увидите», - после очередного звонка, наконец, услышала я в трубке...


Праздники и будни семейства Касьян

В новеньком двухэтажном здании Центра мануальной терапии в Кобеляках отображена вся жизнь Касьяна: фотографии его знаменитых пациентов на стенах, стопки газетных вырезок, домотканные ковры, оружие, кубки, которые в знак благодарности приносили люди. А у входа - бюст самого костоправа. Его после выздоровления сделал скульптор из Днепропетровска.


Праздники и будни семейства Касьян

- А вы что, не знаете, что дедушки нет? - встретил меня на пороге светловолосый мальчуган Андрей. - Он на небе!

В кабинете Николая Андреевича до сих пор раздаются телефонные звонки. Звонят люди, которые не слышали о смерти Касьяна и хотят попасть на прием. Андриана Николаевна отвечает на звонок, рассказывает о смерти мужа, кладет трубку и снова плачет.

Знакомство закончилось... штрафом!

- Андриана Николаевна, помните как познакомились?

- Еще бы! Это было в 1967 году. Ему 32 года, мне - 21. Коля работал тогда главврачом СЭС в городе Галич Ивано-Франковской области. А я руководила там одним управлением. Он пришел меня оштрафовать за какие-то нарушения санитарных норм на 50 рублей! Вот так и познакомились.


Меленьких пациентов спасал до последнего дня

- Оригинально.

- А потом было еще оригинальней - стихи, комплименты… Я молодая была, зеленая, вот и поехала за ним в Кобеляки.

- Но не пожалели?

- Нет. Муж он был золотой. Посвятил мне несколько книжек, умел делать сюрпризы. Мало времени, правда, уделял, но каждые выходные пытался задобрить. Собирал друзей и - в лес. Николай Андреевич замечательно готовил. Любимое блюдо называл «чехардой». Мясо, свеклу, морковь, картошку, баклажаны, лук тушил без единой капли воды. Пальчики оближешь! Не зря кулинарный техникум закончил.

Вообще я всю жизнь поражалась, почему Бог дает одним все, а другим ничего. Николая он одарил сполна! Помимо медицинских способностей он хорошо рисовал, писал стихи, имел удивительное чувство юмора. Уверена, какую б дорогу он ни выбрал, все равно прославился бы.


Доктор очень грустил после смерти своей пациентки, американской астронавтки Капланы Чавлы. А после того, как умер и сам костоправ, их совместное фото треснуло

«Жалею, что не смогла родить ему ребенка»

- Николай Андреевич часто хвастался, что через него прошли знаменитые «задницы» и лица Союза. Не ревновали?

- Ревновала. Его любили женщины. Но я не бегала за ним. В итоге все равно домой возвращался. Пыталась быть прилежной женой, готовила, одевала, ждала.

- Если бы вам предложили заново прожить жизнь, что-то поменяли бы?

- Я довольна, что была рядом с папкой (так мы его дома называли). Единственное, чего хотелось, - это все-таки иметь возможность родить ему ребенка. Когда я встретила Колю, у него уже было три дочки от первого брака. Они жили с нами, я очень их люблю. Но когда девчонки разбежались, мы все-таки не оставляли надежды родить сына. Но я так и не смогла... Тогда муж загорелся взять ребенка из детдома. Пришли туда, и к Касьяну сразу подбежал двухлетний Яник: «Папа, почему ты так долго искал меня? А где мама?» Я стояла у окна и плакала…


Очередь на прием к известному костоправу

- Вы не скрывали, что неродные ему?

- Лет до шести Ян ничего не знал. Но потом мы решили все-таки сказать. Кобеляки - это ж большое село, все равно кто-то проболтается. Когда он все узнал, расплакался: «Да вы что! Роднее вас у меня никого в мире нет!». С тех пор разговора об этом не заводили.

- Он никогда не пытался найти биологических родителей?

- Нет. Мы не предлагали, он не хотел. Да и стоило ли?.. Его месячным грудничком нашли в лесопосадке пастухи - вот такая история рождения…

Признал только троих учеников

- Николай Андреевич считал, что дар ему передался от деда и отца. Его дочери не стали медиками. А Ян продолжил дело, хоть и не родной. Значит, этому можно научиться?


Касьян любил красивых женщин, а они его

- А кто его знает. К Николаю Андреевичу около 600 человек приезжало на стажировку. Но он только троих признал. Джалал Саидбегов сейчас работает в итальянской клинике имени Касьяна. Другой его ученик - Ришид - практикует в Узбекистане. И только один в Украине, в Кобеляках, - Алексей Чигирин. Про способности Яна ничего говорить не буду, пусть люди судят.

- Правда ли, что сильный и волевой Касьян пытался свести счеты с жизнью, когда его дар поддавали сомнениям и проверкам?

- Да, доходило и до такого. Даже не могу вспомнить, сколько раз его вызывали в прокуратуру, на разные комиссии, проверяли, вынюхивали. Кстати, его отцу тоже доставалось. Он даже и за решетку попадал за знахарство. Но свекор говорил так: «И в тюрьме найдутся люди, которым нужна моя помощь». Вот когда он там показывал свои способности, его выпускали.

А Коля действительно срывался. Ходил топиться, вешаться. А мы за ним. Но он сумел выдержать все. Я его часто утешала: «Не бери дурного в голову, главное - народ тебе верит». Его люди и спасли: видя из окна очередь пациентов, муж шел им помогать...


От выступлений Касьяна-депута были в шоке все коллеги и даже Горбачев часто аплодировал ему

«Надеялся, что и на этот раз мы его спасем»

- А вам не хотелось все бросить и зажить спокойно? У вас же был не дом, а проходной двор…

- Иногда скрипела зубами, кричала. Постоянные командировки, поездки: Польша, Москва, Карловы Вары, Крым... И если другие ехали туда отдыхать, то Коле это и не снилось. Кругом его находили пациенты. А как вспомню праздники, дурно становится. Это позже рестораны начались, а поначалу по 5-6 столов доводилось накрывать за раз, чтобы всех гостей накормить. У нас были космонавты, звезды, политики… Мне сейчас сын говорит: «Мама, гордись - ты прожила с гением!». А я и горжусь. Правда, поначалу его шарлатаном называли...

- Говорят, Николай Андреевич сильно переживал, что ему не дали Героя Украины?


Виктор Ющенко вручил Николаю Касьяну Орден Ярослава Мудрого 4 степени

- Он вечно говорил: «Мамка, неужто я не заслужил героя?» Три раза подавали документы на присуждение этого звания, обсуждали в прессе, по телевизору, но так и не дали. Хотя и не удивительно. Когда на заброшенное строительство первого центра приехал Виктор Ющенко (тогда еще банкир), он поклялся дать денег. Но пока он в Киеве что-то решал, центр по крупице растащили. Из тех стройматериалов целый микрорайон рядом вырос. Муж его назвал «Хапстрой». Жалко было смотреть, как рушилось дело всей его жизни. И тогда Коля в глаза сказал Ющенко, что он - брехун, президент, видно, обиделся. Но орден Ярослава Мудрого, правда, вручил…

- Зато местные депутаты решили переименовать улицу Ленина на Касьяна, поставить ему памятник…

- Ой, да не верю я в это. Когда умер отец Николая, в его честь тоже обещали улицу назвать. Прошло уже 23 года. И где эта улица?

- Почему Николай Андреевич не хотел лечиться? Устал?

- Натура такая. Первый приступ у мужа случился 15 лет назад. Потом был стабильно раз в год. Мы его спасали. Но он ведь ненавидел медиков. Пробудет под капельницей три дня и снова на работу. Если бы нормально пролечился, Коля лет десять еще мог бы прожить. Он, видно, надеялся, что и в этот раз мы с сыном его спасем… Но когда увидел, что дело туго, попросил доктора не спасать его, чтоб не мучиться...


С сыном Яном

МИСТИКА

Касьян очень грустил после смерти своей пациентки, американской астронавтки Капланы Чавлы. А после того как умер и сам костоправ, их совместное фото треснуло.

ЦИТАТА

«…Когда смотрю, как он спит с напряженным лицом и отекшими от работы руками, жалость и сострадание пронзают сердце. Хотелось растянуть это короткое время, когда он неизвестно как умудрялся хоть слегка отдохнуть. Это, наверное, просто нервы сдают, но я молча лежу с раскрытыми глазами и слышу, как дышит, стонет, плачет за стеной огромная толпа людей. Вот сейчас этот стон и плач ворвется в его чуткий сон. Спи, Коля, спи, в мире нет горя, беды, все счастливы, все здоровы…»

Андриана Касьян.