Личные письма Владимира Иванюка можно почитать в областном архиве

Из них можно узнать о непростых отношениях композитора с музыкальным бомондом.

В 2009 году вся Украина отмечала 60-летие со дня рождения (04.03.1949 г. – 24-27.04.1979 г.) украинского Орфея Владимира Иваcюка -  выдающегося композитора, поэта и певца. Его память почтили на государственном уровне, а юбилей вызвал в обществе всплеск заинтересованности творчеством и жизнью композитора, особенно неясными обстоятельствами его гибели.


Сегодня большинство материалов о Владимире Ивасюке, которые печатают в прессе и звучат в эфире, – это, в основном, воспоминания людей, знавших композитора. И значительно меньше публикуется материалов, которые базируются на документальной основе, в частности, архивной. Эти документы, которые хранятся в Государственном архиве нашей области, еще очень мало изучены и использованы. И первым человеком, который поработал с ними серьезно и скрупулезно, стал заместитель директора Государственного архива Львовской области Владимир Клювак. Об интересных находках и фактах биографии Владимира Ивасюка - наш разговор.

Володя трепетно хранил фотографию отца


- Владимир Васильевич, когда передали личные документы автора «Червоной руты» в архив?

- Документы из личного фонда Ивасюка в мае 1992 года передал на государственное хранение отец композитора Михаил Григорьевич – известный писатель, литературовед, фольклорист, педагог, общественный и культурный деятель. Эти документы дают достаточно целостное представление о жизни и «творческой лаборатории» Владимира Ивасюка, раскрывают его характер, документально подтверждают не только его патриотизм, но и человечность, большой талант и все те черты, которые и сделали Владимира любимцем народа, настоящим Орфеем Украины. Вообще личный фонд Владимира Ивасюка состоит из 91 дела и охватывает период  1956 -1992 годов. Все поступившие документы можно условно разделить на пять групп: школьные и студенческие годы, семья; музыкальное и поэтическое творчество; рисунки, шаржи, карикатуры; автографы поэтов, писателей, письма поклонников; воспоминания и коллекция газетных вырезок с материалами о жизни и творчестве.

- Каким же запомнился Владимир тем людям, которые знали его лично?

- Он запомнился добрым, чутким человеком, верным товарищем, нежным и любящим сыном, братом, посвящавшим своим близким песни («Колыбельная для Оксаночки», «Элегия для Гали»).

Кстати, Владимир Ивасюк трепетно хранил фотографию своего отца в молодости. На обратной стороне снимка рукой композитора было написано: «Mon cher pere» (мой дорогой отец – франц.) Он всегда предупреждал своих близких о возможном опоздании после занятий либо о задержке из дальней поездки. Сохранилась одна из таких телеграмм из Геленджика, адресованная Софье Ивановне Ивасюк в Бердянск ( наверное, она там отдыхала): «Мама я буду еще пару дней на фестивале у меня все в порядке целую Володя.»

Есть и еще одна напечатанная записка с его личной подписью: «Дорогие Оксаночка, папа и Миля! Сегодня я лично приехать не смогу, потому что очень много дел – необходимо готовить материалы для Пленума композиторов в Киеве и теперь каждый день на вес золота… Целую всех крепко. (подпись) Володя.»

«Этот гуцул стал нам поперек дороги, но мы его уберем»

- Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, о непростых взаимоотношениях молодого композитора с маститыми музыкальными мэтрами. Ведь письма отца проливают на эти отношения свет, а еще Владимиру очень завидовали - и ему доводилось не раз переживать и равнодушие, и враждебное отношение со стороны официальных кругов.

- Да, об этом однозначно свидетельствует письмо отца композитора от 5 августа 1991 года на имя ведущей телепередачи «Плеяда»:

«… Имя Володи известно в Украине уже тридцать два года. Еще при жизни он получил несколько тысяч писем. После его смерти мы тоже получили их немало. Среди тысяч этих писем нет ни одного ругательного, обидного. Его любила молодежь, с уважением относились все разумные украинцы, кроме киевских музыкантов, которые дышали на него огнем. Да и не только киевские. Когда он сделал первый шаг в творчестве, украинские музыканты пошли всем миром (возглавил их лауреат премии им. Тараса Шевченко) к обкому партии, чтобы выразить свое возмущение тем, что телевидение транслирует его песни. Они  на протяжении нескольких лет распускали слухи о том, что свои песни Володя ворует из старых немецких сборников. А слова к ним пишет ему отец К-А.

На своих занятиях по композиции он ходил широкими шагами по аудитории и бросал  в лицо молодому композитору (…). Это он делал систематически, с явной долей презрения и даже садизма. Своими адвокатскими тирадами доказывал студенту, что своего доброго имени он достиг незаслуженно.

Володя жаловался мне постоянно на эти сеансы хамства, но я его успокаивал – на Украине, мол, ни один талантливый человек не может пройти свой путь «неоплеванным». Володя  перестал посещать занятия этого оратора, а за непосещение его просто исключили из консерватории. Сделали это тихо, молча… Потом восстановили, но Володя категорически отказался от лекций этого украинского композитора. И с удовольствием перешел в класс поляка Л. З. Мазепы.


Киевские музыканты его просто ненавидели за то, что  у него успех был больше, чем у них, и за то, что в 1974 и 1977 годах его, а не их произведения  презентовали украинскую песню в Сопоте. Разве здесь есть какая-то вина Володи?

И. Ш. (здесь и далее имена и фамилии известных, и ныне покойных композиторов пропущены из этических соображений) с цинизмом заявил: «Этот гуцул стал нам поперек дороги, но мы его уберем».

П. М. не мог сдержаться, чтобы не крикнуть в январе 1980 года на Пленуме Союза: «Песни Ивасюка – позор для украинской музыки!»

 Необходимо также заметить, что если всенародную любовь Владимир Ивасюк снискал первыми же своими песнями, то в официальных кругах он не был на то время оценен заслуженно и испытывал трудности с публикацией своих поэзий даже в периодических изданиях. Так, в письме-ответе из общественно-политического, литературно-художественного еженедельника «Украина» от 1 февраля 1967 года читаем: «Уважаемый тов. Ивасюк! Песенный репертуар «Украины» спланирован до мая включительно – так требует наша технология. Есть среди отобранных песен и такие, которые перекликаются (поэтически) с Вашей. Из-за этого печатать не будем. С уважением. Зав. отделом культуры Т. Суярко.»

А через три года после триумфального выхода в телеэфир самой популярной песни он получил из Черновицкого областного комитета по радиовещанию и телевидению письмо такого содержания: «Передача «Камертон хорошего настроения», которая состоялась 13 сентября 1971 года (так в тексте, а правильно – 1970 года – В.К.) на республиканском телевидении, признана лучшей передачей недели. Выражаем Вам, Владимир Михайлович, благодарность за активное участие в этой передаче. Заместитель председателя комитета по телевидению П. Романюк».

А вскоре и уже упомянутый чиновник из еженедельника «Украина» изменил свое мнение о творчестве В. Ивасюка и написал ему 12 декабря 1970 года: «Уважаемый товарищ Ивасюк! Редакция получает много писем, авторы которых просят познакомить их с Вашей песней «Червона рута». Если вы не имеете ничего против того, чтобы напечатать ее в нашем еженедельнике, просим в ближайшие дни прислать текст и ноты с музыкальным сопровождением по адресу отдела искусств нашей редакции. С уважением. Зав. отделом писем Т. Суярко.»

Вот такая вот метаморфоза - от категорического «печатать не будем» до просящего «если Вы не против того, чтобы напечатать…»

Все перипетии творческой судьбы Владимира Ивасюка не уместить на газетной полосе.

Но та истина, что талантливый человек – талантлив во всем, имеет к  всенародно любимому композитору прямое отношение.

 Кстати

Первоначально «Червона рута» звучала по-другому

- Знаменитый Владимир Ивасюк много работал над текстами. Интересно, что популярная «Червона Рута» в первом варианте совсем не похожа на ту, которую потом пел весь мир. Какими были ее первые слова?

- Володя написал эти слова на обложке обыкновенной тетради в клеточку карандашом:

« Ти не смійся хоч раз,

Не кажи, що забула,

А згадай про той час,

Як ти мавкою була.

Бачив я тебе в снах

У вінку барвінковім…

…Ти ж бо мавкою була…»  и т.д.