Жильцы не будут платить за непредоставленные услуги
Так, первыми платить по этому тарифу перестали жители некоторых объединений совладельцев и кооперативов. А один ЖСК даже почти выиграл суд. Как сообщила глава ЖСК-140 (Сыхив) Ирина Процак, жильцы этого дома отказались платить тепловикам за непредоставленные услуги еще в 2007 году. Впрочем, кое-что жильцы платят – по тепловому счетчику за фактически поданное тепло. А вот вторую сумму, которую всегда выставляют в квитанциях - за фактически присоединенное тепло – платить отказались.
- Мы не раз обращали внимание, что тарифы на тепло не соответствуют действительности и «Львовтеплоэнерго» пыталось все время нарушить договор, который был между нами подписан. Так, тепловики снабжают нас теплом, это товар, за который мы обязаны расплачиваться. Так и было до момента, пока не придумали двуставочный тариф. Мы не поняли, за что мы еще должны доплачивать. За товар в виде тепла и горячей воды мы платим. А больше тепловикам мы ничего не должны, - говорит Ирина Процак.
Кроме того, жильцы дома обнаружили в 2008 году приказ НКРЭ, которым комиссия утвердила цену на тепло, по которым «Львовтеплоэнерго» обязано было продавать населению.
- На тот период это была 91 гривна 02 копейки за одну гигакалорию без НДС. А «Львовтеплоэнерго» выставил цену – 103 гривны за гигакалорию и плюс тепловая нагрузка, - говорит Ирина Процак.
Разницу в цене тепловики объяснили тем, что предоставляют жильцам вместе с теплом еще и услуги. Вот за эти неизвестные услуги жильцы ЖСК-140 и отказались платить. Сейчас спор между двумя юридическими лицами находится в суде уже два года.
Бороться трудно, но можно
Интересно, что сейчас этот дом получает тепло, несмотря на то, что тепловики все время обещают их отключить за долги.
- Мы с жильцами наняли мастеров, они провели все ремонтно-подготовительные работы к отопительному сезону нашего дома. Но в «Теплоэнерго» мне хотели отказать подписать акт приемки. Пришлось опять обращаться в суд, - говорит Ирина Процак.
Впрочем, во Львове уже есть прецедент. Один из львовских ЖСК, «Экран-2», сумел доказать, что те 25 тысяч гривен, которые жильцы отказались платить за фактически присоединенное тепло, были им начислены незаконно. Тепловики, увидев, что они проигрывают, тут же прислали письмо, в котором сообщили, что долга уже нет. Суду осталось только закрыть дело.
Напомним, что еще в 2007 году депутаты горсовета своим постановлением упразднили двуставочный тариф. Но до сих пор это постановление не выполнено и не отменено. Просто в горсовете делают вид, что его и не было.
Задачка для первокурсника
Кандидат физико-математических наук Виталий Сергатюк считает, что, выставляя львовянам суммы по двуставочному тарифу, львовские тепловики берут деньги за то, что не заработали. Такую задачу он ставит своим студентам, когда читает им лекции по теме «Тепловые системы». По его словам, даже первокурсники видят, что львовян заставляют платить дважды.
- Что такое ТЭЦ? Это энергогенерирующее предприятие. Оно должно вырабатывать электрику. Там стоят турбины, они вырабатывают электрику и предприятие продает ее. Но принцип работы любой тепловой машины предусматривает, что, кроме нагревателя, должен быть и охладитель. Проще говоря, если в автомобиле не охладить двигатель, то там закипит вода в радиаторе и машина не поедет. Так и тут. Это не потери, это неизбежное условие, чтобы двигатель работал. Точно такой тепловой машиной является турбина. С нее нужно снимать лишнее тепло. Летом они отдают это тепло в атмосферу. А зимой его пускают по трубам, - говорит Виталий Сергатюк.
Но, по его словам, цену на тепло, которое вырабатывается любыми ТЭЦами, согласно ст.ст.17, 20 Закона Украины «О теплоснабжении», может устанавливать только НКРЭ (национальная комиссия регулирования энергетики).
- При этом тепло подается по фиксированной цене и никаких двуставочных тарифов не допускает, - утверждает Виталий Сергатюк.
По данным Виталия Сергатюка, услугами центральной системы отопления пользуются около 200 тысяч семей. Большинство из них получают тепло из ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. И, по данным ученого-физика, мы не должны платить по двуставочному тарифу. Он сам с этого месяца собирается перестать платить.
- Я подсчитал, что только моя семья за это время переплатила тепловикам три тысячи 900 гривен. Я не собираюсь им их дарить. Я буду судиться, - говорит Виталий Сергатюк.
Тем более, что, по его словам, деньги, которые переплатили львовяне из-за ошибки должностного лица, должно компенсировать государство.