УДАР ПО МОДНЫМ ДОМАМ
Модельеры с мировым именем сокращают расходы и штат, закрывают бутики. Некоторые и вовсе посчитали резонным продать свои бренды. Недавно о банкротстве заявил японский модный дом Yohji Yamamoto (Йоши Ямамото). На компании повис долг в 67 млн долларов.
Йоши Ямамото лишь продолжил серию «модных» банкротств. О невозможности расплатиться с долгами раньше уже заявили в немецком Escada, итальянском IT Holding, который представляет бренды Gianfranco Ferre и Malo, французских Домах моды Christian Lacroix и Pierre Cardin. Летом тревогу забили в Prada - там накопилось долгов на 1,2 млрд долларов, и финансовое положение очень неустойчиво.
- Вопрос только в том, кто как распоряжается своим банкротством, - объясняет эксперт рынка моды, фэшн-редактор украинского глянцевого журнала Марина Федосенко. - Все писали о последней коллекции Christian Lacroix, все со слезами встречали мэтра. Но в этом месяце уже обсуждается вопрос о том, что Christian Lacroix теперь будет выпускать не только одежду, но и самолеты, яхты и брендировать отели. Вовремя заявить о своем банкротстве - это тоже хороший ход.
Аналитики компании Merrill Lynch обещают, что в ближайшие полтора года около 40 модных домов могут перейти в другие руки. И можно только догадываться, что же будут творить дизайнеры с мировым именем под присмотром антикризисных менеджеров.
НАДЕЖНАЯ ЖЕНЩИНА
|
Одна из немногих компаний, которая занимается исследованиями рынка роскоши, Bain & Co, подсчитала, что в 2009 году продажи товаров класса люкс упадут на 8%. Такое падение происходит из-за того, что на люксовые бренды все меньше обращают внимание модницы в Японии, США и Европе.
Казалось бы, это чистые финансы и никакого влияния на модные тенденции они не имеют. Но это не так - на схватку гламура с кризисом уже откликнулись покупатели. Раньше в обиходе заядлых шопоголиков присутствовало такое понятие, как fashionista - жертва моды. Сейчас потребители модных товаров оперируют новым словом recessinista, жертва рецессии. И никакого негатива это понятие не несет. Так называют людей, которые одеваются в соответствии со своим финансовым положением. «Жертвы рецессии» не атакуют модные показы, а бутикам предпочитают распродажи, стоки и секонд-хенд. Впрочем, на подиумы наряды «а-ля рецессия» модельеры, конечно, и под дулом пистолета не выпустят.
Мировые финансисты меж тем уже дают отмашку и говорят, что кризис на исходе, да и дизайнеры уже успели намекнуть, в каком виде модница выйдет из рецессии.
- Я предрекаю гибель некоторым маркам одежды, - заявляет историк моды Александр Васильев. - Уже вышли из моды мишура, стразы, блестки, голые пупки, наклеенные ногти и светские львицы - все то, что мы называли «гламуром». Недавно я был в Челябинске. И там услышал: «А у нас в Челябинске гламур жив». Что тут сказать? Я рад за Челябинск. Но в Париже, Милане и Лондоне гламур вышел из моды. На смену ему пришел стиль, который называется «новая скромность», интеллектуальная мода.
Еще одна особенность экономической депрессии - растущая любовь к сильной и надежной женщине. Немецкие социологи пришли к выводу: около 70% мужчин сейчас предпочитают женщин с пышными формами, и лишь 5% любят худеньких. Кстати, ученые давно доказали, что богатые мужчины предпочитают стройных дам, а у мужчин с финансовыми проблемами есть тяга к пышечкам. Такие партнерши являются символами защищенности и обеспеченности.
Но в вопросе модных коллекций для полных женщин дизайнеры консервативны. В ближайшее время самая модная женская фигура «песочные часы». Модельеры искусственно «округляют» манекенщиц, поэтому на подиумах красуются пышные юбки и шорты. Кроме того, пострадавшие от кризиса мужчины теперь могут найти утешение на надежном женском плече - там сейчас мягко и удобно, поскольку дизайнеры взялись вшивать подплечники в блузы и жакеты.
УКРАИНЦЫ ПРИВЫКЛИ К БРЕНДАМ
По подсчетам знатоков моды, еще в 2008 году Украина, Россия и Казахстан экспортировали около 22% европейской продукции класса де-люкс. Наши покупатели модных товаров переживают свой собственный кризис. С одной стороны, варварская любовь к шику-блеску уже угасла, но, с другой стороны, тяга к роскоши не прошла.
- Люди, которые в состоянии позволить себе бренды, свободны в своем выборе, - считает Марина Федосенко. - У французов есть уважение к брендам, у британцев есть к ним внимание, а у нас интерес. Разные вкусы, но я бы не сказала, что мы «голодны». Другое дело, что готовы мы не ко всему. Например, не факт, что мы созрели для вещей не на один день. Да и модных магазинов и брендов у нас не достаточно.
Хотя эксперты говорят, что украинцы перестали быть жадными почитателями брендов, все-таки они уверены, что после кризиса экспорт предметов роскоши у нас останется высоким. Кутюрье с мировым именем сейчас распродают свои коллекции в Интернете, и для того чтобы купить брендовую вещь, иностранцы никуда не идут - все можно заказать в Сети.
- Я не уверена, что мы уже готовы воспринимать все полюса рынка моды, - считает наш фэшн-эксперт.
Это значит, что даже после кризиса украинские модницы по-прежнему останутся верны гламуру?
КОМПЕТЕНТНО
Как выглядеть стильно в тяжелые времена
Советует историк моды Александр ВАСИЛЬЕВ
Главный тренд сезона - интеллектуальная мода. Она выражается в минимализме цвета, основные - серый, черный и белый. Уместны сочетания ярких оттенков - ярко-синий цвет, зеленый и красный с черным, как в эпоху 80-х.
Не покупайте много вещей. Оставьте в гардеробе только те наряды, которые можно носить всегда и комбинировать друг с другом.
Выискивайте оригинальные вещички в секонд-хендах. Заявляю как специалист: в кризис секонд-хенд - лучший подарок женщинам! Там вы можете найти массу ценного, интересного, даже оригинального за небольшие деньги.
Шейте, вышивайте и делайте аксессуары сами.