Этот неизвестный известный Олялин

Что значило это имя в советском и постсоветском кинематографе?

Николай Олялин как никто умел «говорить» в кадре лицом.

Олялин - это сразу несколько хорошо знакомых людей в одном лице: Цветаев из «Освобождения», Топорков из «Обратной дороги нет», Крапилин из «Бега» и еще 60 узнаваемых персонажей.

Олялин - это и замечательный русский язык, и «голливудская фактура», и, конечно же, неповторимый олялинский голос…

ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ С ГОГОЛЕВСКОГО ПЕРСОНАЖА

Он мечтал сыграть хорошую комедийную роль. Был уверен, что для комедийного типажа у него имелся как бы полный джентльменский набор: яркие веснушки, ранние глубокие морщины при несоответствующей им смешной белобрысости, глаза, которые могли и «разбежаться в стороны», и «в затылок уйти»… А юмор у всех Олялиных - так это же фамильное!

- Помню, - говорил Николай Владимирович, - как общался с людьми мой отец. Что ни слово, то с юмором. Никогда не скажет, что зовут его так-то, а «Позвольте вам представиться - из Вологды портной!» Народ валом валил к нему на посиделки - посмеяться над его байками.

В Красноярском ТЮЗе Олялин и начинал как комедийный актер. И хотя в «Ревизоре» ему доверили лишь роль попечителя богоугодных заведений, он сыграл ее так, что срывал овации каждый спектакль. Заветной же мечтой молодого комедианта была, однако, не роль Хлестакова, а роль любимого персонажа  Сирано де Бержерака. Но мечта эта так и осталась мечтой.

В жизнь Николая стремительно ворвалось кино. Один из режиссеров киностудии имени Довженко, увидев Олялина в «Ревизоре» и вволю насмеявшись над его персонажем, вызвал актера в Киев попробоваться на… героическую роль в фильме «Дни летные» (о летчиках-испытателях). Ни сам актер, ни его друзья-актеры не верили, что это событие круто изменит не только его представление о своем амплуа, но и всю его жизнь. Вскоре он услышит от самого Параджанова: «У нас на экране еще не было такого лица!»

«Дни летные» стали его Началом. Когда фильм увидел Озеров, он сразу же доверил начинающему актеру главную роль в своей знаменитой киноэпопее «Освобождение» (капитан Цветаев). Алов и Наумов без проб взяли его на роль Крапилина в свой культовый «Бег». Оператор Параджанова Сурен Шахбазян сказал: «Если я не сниму это лицо, я не оператор» - и снял Олялина уже как режиссер в своем телефильме «Обратной дороги нет». Кстати, роль партизанского командира Топоркова в этом фильме считается лучшей ролью Олялина за все годы.

ЕГО ШКОЛА МОЛЧАНИЯ

В фильмах, где снимался Олялин, много его крупных планов.

- Люблю своих героев, - объяснял артист. - Поэтому в каждом из них нахожу что-то свое, неповторимое. Чтобы дать возможность зрителю всмотреться в того или иного моего персонажа, уловить в нем нечто сокровенное, нужен был крупный план и… молчание.

…Умение молчать помогло мне и в работе над образом Крапилина в «Беге». Персонаж-то скорее мистический, чем реальный. Он олицетворяет совесть, которая смотрит в душу грешников. Отсюда - остановившиеся глаза, сомкнутые губы… Алов и Наумов отдали мне на откуп эту паузу, а ее продолжительность я определял сам.

ПРИГОВОР?

- Не так давно я снялся в Москве - и в «Ночном дозоре», и в «Дневном», - говорил Николай Владимирович в последней нашей с ним беседе. - В этих фильмах мой персонаж контролирует и темные, и светлые дозоры. Когда я спросил у жены: «Ну как тебе мой герой?», я услышал странный ответ: «Что-то очень правильным, очень положительным получился твой… Инквизитор».

И мне вдруг вспомнился день сдачи в Госкино СССР моего первого фильма «Дни летные». Там присутствовали и товарищи из ЦК КПСС. Один из них подошел ко мне, обнял и как-то очень ласково съязвил: «Попробуйте теперь слизняка какого-нибудь сыграть - ведь не поверят… Вывернулись вы, Николай Владимирович, наизнанку в своей положительности».

«ТАКОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ, А НЕ  ГЛАВНЫЙ. ПОЧЕМУ?»

- Когда еще в Красноярске, не получая ролей в театре, я начал попивать, Нэка (так Николай Владимирович называл свою супругу. - Авт.) сказала: «Это оттого, что у него нет дома». Сегодня дом у меня есть! Именно такой, каким мы его построили с Нэкой. Нам всегда было хорошо в нем. Культа актера здесь никогда не было. Мне и в голову не приходило после ночных съемок лечь отдыхать. Подходил к плите, если Нэка была занята в школе, и начинал готовить что-нибудь такое, что могло порадовать ее и детей - Вовку и Олю. Внук меня как-то спросил: «Дед, ты такой знаменитый, а почему ты у нас не главный?» А я ему сказал: «Главная у нас - бабушка, а я просто Николай-угодник. Знаешь такого?»

Где бы я ни был на съемках, каждый день звоню домой, чтобы услышать голос Нэки и пожелать ей спокойной ночи. И так почти 40 лет. Это моя потребность. Мне нужен душевный покой, а я его обретаю только в своей семье. Не могу сказать, что на пике славы я не смотрел на женщин, но зыбь мимолетных влюбленностей не разбила твердь наших отношений с Нэкой. Если бы у нас произошел разрыв, я бы спился, и никакие маги-наркологи меня бы уже не вернули к нормальной жизни. Если бы у меня спросили, где центр земли, я бы ответил: «Он - в семье».

Меня не раз допытывали: какие у вас с женой отношения - ведь вас, мол, никогда не видели вместе. Да, на тусовках нас вместе не видели. Но никому на свете я не мог, не могу и уже, наверное, не смогу открыть свою душу, кроме Нэки. Ей нельзя солгать. С ней можно быть только самим собой. И понять меня могла только она.

Эти слова я от него услышала в 2006 году.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Николай Владимирович Олялин родился в Вологде 22 мая 1941 года. После окончания Ленинградского института театра, музыки и кино работал четыре года в Красноярском ТЮЗе. В кино с 1965 года. Сыграл более 60 ролей. Последние 18 лет в Украине не снимался.

Самые известные его фильмы: «Дни летные», «Освобождение», «Океан», «Бег», «Обратной дороги нет», «Джентльмены удачи», «Иду к тебе», «Вижу цель», «Россия молодая», «Жаркое лето в Кабуле», «Ночной дозор», «Дневной дозор».

ДОСЛОВНО


Режиссер Виктор Гресь: «Он был любимцем женщин»

- Мы с Колей соседи - жили в одном подъезде. Самое яркое воспоминание - наши случайные встречи. Недавно выхожу погулять с собакой, а он стоит во дворе: красивый, статный, с печальными глазами. Увиделись, поздоровались, и стало светлее на душе.

Мы очень симпатизировали друг другу. Я мечтал снять с ним в роли Герасима фильм «Муму». Ведь он как никто другой умел молчать в кадре.

Черты его лица потрясающие! Жаль, что он не сыграл никакой романтической роли в плаще со шпагой. Он ведь был строен, белокур, любимец женщин. А какой потрясающий тембр голоса!

И в семье он был очень счастлив - трепетно относился к супруге. С годами это все было особенно заметно. Про людей говорят - чистый, а он был светлый…

Актриса Раиса Недашковская: «Прожил свою жизнь красиво»

- Коля был очень открытым и сердечным. Когда у меня были проблемы со спектаклем «Канте Хондо», он сразу сказал, что будет меня защищать. Ему легче было помочь другим, чем вступиться за себя. Такого сердечного и мягкого человека сейчас редко встретишь. Не пойму, за что судьба его так била: сначала инфаркт, потом автомобильная катастрофа… И умер от обширного второго инфаркта.

Но он красиво прожил: любил женщин, жизнь, умел погулять, выпить. Настоящий мужик! И при этом с такой гордостью возил по Брест-Литовскому проспекту коляску с ребенком. Еще помню, как сразу после переезда в Киев видела его из окна троллейбуса идущим на киностудию Довженко - стройный, красивый. Все прохожие на него оборачивались.

Но в последние годы он почти не работал, и это его подкосило. Для человека, привыкшего к постоянной занятости, бездействие губительно.