Виктор Ющенко назвал главные достижения оранжевой революции

Президент считает, что с его приходом к власти в стране появились свободные выборы и свобода выбора.

Будущего президента поддерживала на Майдане вся его семья

Однозначного отношения к ноябрьским событиям пятилетней давности нет. Да их, в принципе, и не может быть: Майдан-2004 сегодня воспринимается скорее как яркий калейдоскоп событий, связанных друг с другом единой сюжетной линией. Правда, в отличие от фильма с традиционным хеппи-эндом по-американски, завершение оранжевой революции и инаугурация президента были вовсе не концом фильма, а скорее его началом.

Прошло пять лет. За это время происходили хорошие события и не очень, одни люди уходили с государственного «небосклона», а другие зажигались на нем яркими звездами. Плохо ли мы жили? Разочаровались ли в людях, приведенных нами же на властный олимп? У каждого человека на эти вопросы свой ответ.

Одно сегодня мы можем сказать с уверенностью: если бы тогда в морозный ноябрьский полдень на киевском Майдане не начала расти толпа киевлян, протестующих против фальсификаций результатов выборов, наша жизнь сейчас была бы совершенно иной. Лучшей ли, худшей ли - неизвестно. Но в том, что оранжевая революция принесла свою пользу, сомнений также нет - по крайней мере у нас, журналистов: ведь с приходом к власти нового президента были отменены так называемые «темники» - письма из президентской Администрации с настоятельными «пожеланиями» относительно того, какие события стоит освещать на телевидении и в прессе, а какие - обойти стороной.

Какие еще завоевания принесла новая власть? В канун оранжевой революции мы решили спросить об этом у главного «виновника» этого события - президента Украины Виктора Ющенко.

- Виктор Андреевич, с тех пор как на Майдане стояла та самая сцена, а сотни тысяч украинцев слушали под нею ваше выступление, прошло целых пять лет. Чего мы, а точнее, вы, добились за это время?

- А почему мы сегодня не желаем вернуться в 2004 год? Видимо, потому, что мы получили нечто новое - то, что уже не хотим потерять. Эти четыре года Украина имела самые высокие за всю свою историю темпы экономического развития. Почему мне не гордиться тем, что это моя работа, что мы сформировали макроэкономику, которая до этого не существовала в Украине? Темпы экономического развития в Украине с 2005 года не опускались ниже 7,5 процента ВВП. Это наибольшие показатели за 18 лет. Почему мне не радоваться тому, что за годы моего президентства бюджет страны вырос в 2 раза, что финансирование образования увеличилось в 3 раза? Когда мы говорим о том, что экспорт национального продукта вырос в 2,5 раза, мы подразумеваем, что в 2,5 раза лучше провели работу по завоеванию внешних рынков. Так организовывается работа национальной экономики, так создаются рабочие места, пенсия, зарплата, налоги, бюджет... Под мою политику за последние 4 года пришли 30 миллиардов долларов инвестиций. На 1 января 2005 года в Украине было 8 миллиардов иностранных инвестиций - сегодня их уже 38 миллиардов.

- Кроме того, «оранжевые» события устроили нашей стране неплохую рекламу за рубежом…


В 2004-м на оранжевую революцию в Киев съехались люди со всех уголков страны.

- За прошлый год в Украину приехали 23 миллиона иностранных туристов - это больше, чем в Турцию или Мексику, это на уровне Италии, Испании. Правда, они оставляют в 4 раза меньше денег, но это уже проблема инфраструктуры, развития, территории. Но были бы кости - мясо нарастет. В прошлом году украинских туристов в ЕС выехало в 2,5 раза больше, чем год назад. 40 процентов из них - по бесплатным визам.

- В то же время сегодня отношения с Евросоюзом оставляют желать лучшего: мы не вступили в ЕС, даже не стали ассоциированным членом. Почему так получилось?

- 4 года назад мы говорили об уровне отношений Украина - ЕС как о соглашении про партнерство. На что президент Еврокомиссии отвечал мне: «Господин президент, мы и так партнеры». Цель в другом - и мы пришли к политическому соглашению 9 сентября 2008 года с президентом ЕС и президентом Франции о том, что режим, в который мы будем вступать с 2010 года, это режим соглашения про политическую ассоциацию и экономическую интеграцию. Таким же путем прошли поляки, чехи, словаки, болгары. Почему не гордиться визовой политикой? Это экономика. Для многих стран Европы сектор туризма - первый по доходам в бюджет.

Или давайте возьмем социальные стандарты. Я не хочу обсуждать пенсии и зарплаты, хотя мог бы напомнить, что 4 года назад минимальная пенсия в Украине составляла 50 гривен. А сегодня у нас спрашивают: 600 гривен - это много или нет? Я говорю сейчас о динамике, которую нужно ценить. Вклады в банки Украины и банковскую систему за 4 года с 41 миллиарда выросли до 215. Было ли подобное когда-нибудь в Украине? Почему как президент, банкир, политик я не могу этим гордиться? Я не впустую прожил 4,5 года.

- Каким вы видели свое главное задание, стоя на Майдане перед толпой сторонников? Не изменились ли ваши взгляды за прошедшее время?

- Сутью моей политики было принести в эту страну демократию. Не потому, что это красивое слово, а потому, что я уверен: украинская нация, которая станет основой в национальном развитии, будет иметь перспективу своего существования только после торжества демократии. Если придет колониальный режим или политик, который будет проводить зависимую политику, следом придет и крушение государства. Понятие «свобода слова», «демократия» - это не демагогия, это способ нашей жизни.

5 лет назад мы стояли с вами на Майдане. Причина была одна - никто не хотел, чтобы милиционер указывал мне, за кого голосовать, чтобы директор угрожал, что уволит, если не проголосуешь за «правильного» человека.

Вы можете представить себе, чтобы сегодня кто-то давил на избирателей? Это колоссальная победа, завоеванная на Майдане…


В 2005-м избиратели сказали Виктору Ющенко «ТАК!».

В ТЕМУ

Эксперты: Майдан-2004 может повториться?

Результаты президентских выборов удивят как социологов и политиков, так и самих избирателей - поэтому опираться на существующие нынче рейтинги не совсем корректно. Так считает эксперт Института внешних отношений при МИД Украины Александр Палий. По его словам, рейтинги кандидатов не объективные именно потому, что от трети до половины всех респондентов, которых опрашивают социологи, возвращают социологические анкеты - в результате социологам приходится оперировать данными, построенными на мнении очень узкой группы населения, в то время как основная часть избирателей остается вне зоны их досягаемости.

- Эти люди все еще ищут своего кандидата, - уверен Александр Палий. - Этот показатель, а также последние скандалы плюс эпидемия гриппа повлияют на результат президентских выборов.

Сами президентские выборы эксперт называет очень запутанным уравнением с огромнейшим количеством неизвестных.

- Мне кажется, что во второй тур могут пройти не только Тимошенко и Янукович, но и (действующий. - Авт.) президент, и Арсений Яценюк, - убеждает Палий. - Западная же Украина, в которой проживают 20 процентов избирателей, ходит на выборы с хорошей явкой. И если они дружно объединятся вокруг какого-либо кандидата, он автоматически попадет во второй тур. А этот кандидат, в свою очередь, имеет очень хорошие шансы победить Виктора Януковича.

Выход во второй тур прочит президенту Ющенко и Валерий Бебик, профессор политологии и председатель Всеукраинской ассоциации политических наук. Ученый проанализировал предвыборную ситуацию и сделал свои выводы:

- На этих выборах может быть дежавю 2004 года.

По его словам, в Украине всегда есть люди, которые голосуют за действующую власть - таковых у нас, по его подсчетам, приблизительно 11 процентов. Именно эти люди, по его мнению, вместе с приверженцами Ющенко и выведут главу государства в финал выборов.