От нас ушел «капитан Цветаев»

В четверг в Киеве простились с народным артистом Украины Николаем Олялиным.

Уход актера из жизни нельзя назвать внезапным. Ему было 68, он давно и тяжело болел, пережил сложную операцию на сердце, почти не снимался. И все же печальная новость оглушила: не стало одного из самых ярких героев советского кино, ставшего символом целого поколения фронтовиков, - белокурого красавца Цветаева из киноэпопеи «Освобождение». Николай Владимирович сыграл в полусотне фильмов, но эта роль стала его пропуском в бессмертие.

Отпевали актера в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Проститься с актером и высказать соболезнования семье покойного - супруге Нелли Ивановне и детям Владимиру и Ольге - пришел весь киношный мир столицы. Режиссеры и актеры, все, кто знал Олялина и работал с ним в те счастливые времена, когда на Киностудии имени Довженко кипела работа. К началу панихиды подошел главный коммунист Петр Симоненко - принес  большой букет красных роз.

Все  пришедшие отзывались о Николае Владимировиче исключительно хорошо. Любил жизнь, был настоящим человеком и талантливым актером. Кто-то вспомнил, что Олялин обладал необыкновенным чувством юмора и умел делать из жизни праздник. 

Он мало снимался в последние годы жизни - плохо себя чувствовал и предпочитал проводить время на даче. Что же касается кино, то играть его звали постоянно, но актер  размениваться не хотел. Последние его работы в кино датируются 2007 годом: небольшая роль в украинском сериале «Презумпция вины», серьезная роль в масштабном российском сериале «Ленинград» и в российском же полнометражном художественном фильме «Медвежья охота». Режиссером последнего фильма выступил актер Валерий Николаев. Вчера он специально приехал в Киев из Москвы, чтобы проститься с Николаем Олялиным.  


Роль в фильме «Освобождение» стала знаковой в кинокарьере актера.

- Наверное, нашему поколению очень сильно повезло, - сказал Валерий Николаев «КП», - мы с детства хотели быть похожими на героев большого советского кино. Олялин лично для меня был одним из таких героев. А еще он в кинематографе был своеобразным индикатором. Его участие в проекте являлось тестом для самого проекта, которое давало ответ - имеет ли фильм право на жизнь или нет. Нам повезло, что Николай Владимирович участвовал в съемках «Медвежьей охоты» и один из первых этот проект поддержал, потому что представить себе, чтобы что-то человека уровня Олялина заставило покривить душой, невозможно. Таких людей осталось очень мало.

Похоронили актера в Киеве на Байковом кладбище.


Актер и режиссер Валерий Николаев специально прилетел из Москвы, чтобы проститься с Николаем Олялиным.

ТОП-5 РОЛЕЙ ОЛЯЛИНА

  1. «Освобождение» (1968) - капитан Цветаев
  2. «Обратной дороги нет» (1970) - майор Топорков
  3. «Бег» (1970) - вестовой Крапилин
  4. «Трагедия века» (1993) - Цветаев
  5. «Ночной Дозор» (2004), «Дневной Дозор» (2005) - Инквизитор

Актер Владимир Талашко: Для меня Николай был старшим братом»

- Я познакомился с Олялиным еще  студентом театрального института. Он в это время уже был известным артистом. Нам тогда говорили, будто мы похожи как братья. Когда у него родилась дочь, то нас перепутали, и на киностудии вместо него поздравили меня. Наверное, действительно похожи. Мы вместе никогда не снимались, но Николай всегда старался мне помочь.  С благодарностью вспоминаю его первые попытки вывести меня на сцену с номером из фильма «В бой идут одни «старики».

Он не ограничивал себя только фильмами: декламировал поэзию. Выходил на сцену в гимнастерке или красивом костюме. Читал стихи Евтушенко, Маяковского, Рождественского. Сам тоже писал! Говорил  о любви и жизни. А еще Коля был удивительным рассказчиком. Мастерски выдавал на-гора анекдоты, разные истории. Для меня он был старшим не только по возрасту, но и  по мировоззрению, ведь он олицетворял эпоху войны.


Режиссер Николай Мащенко: «Олялин - воплощение подлинного героя на экране»

- Впервые я увидел Олялина в фильме «Дни летные». Меня поразили его худощавое лицо и огромные глаза. Воплощение подлинного героя на экране! Многие режиссеры положили на него глаз, и он сразу попал на главную роль в картину «Освобождение». Потом уже получал в основном только роли военных. Все  они были очень убедительны, хотя в армии он никогда не служил.

Мой фильм «Иду к тебе» был посвящен поэтессе Лесе Украинке, так что герой должен был быть мягким, трепетным и никак не похожим на пламенного комиссара.  Ведь только такого мужчину могла полюбить поэтесса. Я боялся, что Олялин такого героя не сыграет. Пригласил другого артиста. Но тут является ко мне Олялин - печальный, интеллигентный, бледный - и говорит, что хотел бы играть. А он простуженный, кашляет. И я,  чтобы отказать, придумал отговорку: «Завтра съемки, а на улице холод. У меня еще и ветродувы задействованы. Иди лечись!» Коля улыбнулся и сказал: «Я ведь должен играть тяжело больного туберкулезом человека. Вполне гожусь». И я сдался. А он сыграл блестяще! Но, к сожалению, на широкий экран фильм не вышел, несмотря на похвалы критики. Подкачала идеология! Ведь там шла речь о нашем национальном самосознании.  Олялин в этом фильме буквально перевоплотился в украинского интеллигента.


Президент Гильдии киноактеров Украины Нина Ильина: «Он любил пошутить над поклонницами»

- Создать актерский  фестиваль «Стожары» в Киеве, а не в России - это была его идея. Он стал и членом правления украинской Гильдии киноактеров. Мы вместе ездили по банкам, выбивали деньги. Он легко находил спонсоров, входил в любую дверь, ему ни в чем не отказывали. А для нас он стал душой актерского братства и сердцем гильдии.

И Украина Николаю тоже много дала. Помню, как он рассказывал о своей жизни до Киева: в молодости жил с женой  в разных городах чуть ли не в казарменных условиях. А в Киеве он получил квартиру, награды. Не думаю, что он бедствовал и в последнее время, ведь президент назначил ему именную стипендию.

Еще Николай дружил с Киево-Печерской лаврой, там даже  праздновали его 60-летие. Он был церковным человеком, всегда носил крестик. Ни о каких романах Николая я не слышала. У него была одна любовь на всю жизнь - его жена, но при этом масса поклонниц. Он любил останавливать на улице девушек, что-то шептал им на ухо, а они потом обрывали ему телефон. В Днепропетровске устроил кастинг, и к нему выстроилась очередь красавиц. Это он так хулиганил. Но никакой другой женской кандидатуры кроме жены рядом с ним не было.