Вместо Парка Пионеров была гостиница, а собор оставили без колокольни

«Комсомолка» сравнила современное Запорожье с Александровском начала XX века.

Вторая жизнь храма


Храм образца начала XXI...

... и начала XX века.

Свято­-Покровский собор Александровска был заложен в 1886 году, и вместе с городским рынком (в прошлом – Привозной площадью, ныне – базаром Анголенко) обозначал центр города и средоточие его деловой и духовной жизни. На его территории был также приют, вмещавший 170 бездомных. Здесь же находилась и колокольня: высотой в 21 сажень с восемью медными колоколами, главный из которых  весил 262 пуда 15 фунтов и стоил 1 тысячу рублей. Мелодичный звон этих колоколов разливался над Александровском, затем Запорожьем, в течение 48 лет, призывая прихожан к заутрене, к вечерне, к воскресным и праздничным литургиям…

Заброшенный, и к концу 30­х полностью разрушенный, собор возродился в наши дни. Старый фундамент сохранился, но настолько пострадал от времени и немецких бомб, что воспользоваться им строители не смогли.

На месте отеля высадили деревья


На месте отеля...

...неработающий фонтан.

По соседству с храмом, на месте нынешнего Парка Пионеров, находилась обитель тех, кто, если верить Евангелию, был когда­то из храма изгнан. Торговый ряд и гостиница. Сожженное в еврейском погроме и восстановленное вновь, благополучно пережившее революцию здание оставалось верным своему назначению, вплоть до гибели в 1941­м, во время авианалета. Отстраивать здание не стали. Вместо него разбили парк с фонтаном. До начала 90­х он радовал запорожцев, пока не пришел в запустение. Теперь он стал прибежищем торговцев и бомжей.

Из училища – в университет


Старое здание было одним из красивейших в городе.

Зато постройка нового обошлась значительно дешевле.

Коммерческое училище было одним из ведущих учебных заведений Александровска. А располагалось оно на месте нынешнего 2 корпуса Запорожского национального университета. Одно из красивейших зданий Александровска, оно было открыто в 1915 г., хотя само училище возникло в 1902­м. В 1933 г. стало физико­математическим корпусом Института социального воспитания. И было до основания разрушено тяжёлыми бомбами в 1941­м. Более 20 лет на его месте был пустырь, пока здесь не построили новый корпус – здание вполне современной архитектуры.

Без железной дороги Запорожье осталось бы «селом»


Вокзал каким был...

...таким и остался.

Увы, еще в середине XIX в. Александровск был, пожалуй, самым жалким из уездных городов Екатеринославской губернии. Окружающие немецкие меннонитские колонии превосходили его если не численностью населения, то уж плотностью застройки точно. Впрочем, ничего удивительного: империя стремилась стереть всякую память о былой козацкой вольнице. А потом построили Екатерининскую
железную дорогу. В 1873 году открылась ветка Лозовая – Александровск, а через два года достроили дорогу до Севастополя. И город рванулся вперед. Отсутствие сквозного судоходства по Днепру обусловило особую роль Александровска как первой пристани за днепровскими порогами. Грузы (хлеб, уголь, скот, лес и другое) доставлялись по железной дороге до Александровска, здесь перегружались на баржи и направлялись вниз по Днепру к морским портам, главным образом в Одессу. К началу XX века Александровск был уже заметным торговым центром. Здание Александровского вокзала (ныне – Запорожье­2) – одно из немногих станционных сооружений Украины, сохранившихся до наших дней почти без изменений.

КОМПЕТЕНТНО

Заведующий отделом новейшей истории Запорожского краеведческого музея Владимир Лиников:


Планировка старой части почти не изменилась

­ В XIX – начале XX века город представлял собой единый архитектурный ансамбль. Поскольку война не разрушила исторический центр полностью, как Сталинград или Дрезден, его послевоенное восстановление практически не затронуло расположение улиц: они те же, что и столетие назад, только называются по­другому. Но многие здания и виды Александровска, конечно, исчезли, и продолжают исчезать сейчас, из­за не всегда продуманной застройки. Город – не музей, новое время предъявляет новые градостроительные требования, да и экономика промышленного центра не склонна умиляться стариной.

Фото Ирины МАКУШИНСКОЙ и из архива «КП».