Замначальника областной ГАИ Александр ТРУШ: «Водители победили компьютеры, а теперь хотят победить инспекторов!»

По мнению гаишников, чтобы водители стали более дисциплинированными, нужна еще одна «шоковая терапия».

Если считаете, что инспектор не прав, можете обжаловать решение через суд. Фото Павла ДАЦКОВСКОГО.

На дорогах региона ежегодно гибнет огромное количество как пешеходов, так и водителей. Поэтому в канун Международного дня памяти жертв ДТП мы пригласили заместителя начальника ГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области, полковника милиции Александра Николаевича Труша и начальника отдела ГАИ ГУМВД Украины в Днепропетровской области, полковника милиции Виктора Алексеевича Гопайцу, чтобы снова поднять актуальные для горожан вопросы.

Регион к зиме не готов

- Я - Александр из Днепродзержинска. Скажите, а готовы ли коммунальщики к содержанию и эксплуатации дорог в зимний период? А то у нас как всегда: «Зима пришла негаданно-нежданно…»

- Примерные цифры готовности - 70%. По дорогам государственного назначения, которые проходят по области, положение такое: на семи дорогах более-менее нормальная ситуация, по сель­ским дорогам - хуже в плане наличия горюче-смазочных материалов, а по городам - хуже по заготовке песчано-соляной смеси и в некоторых местах по готовности техники. А вот с Днепродзержинском - проблемы, там готовность плохая.

- Почему так?

- Там с самого начала отношения не сложились между коммунальными службами и ГАИ. Мы просим их ликвидировать ямы, отремонтировать светофоры, поставить знаки, а у них всегда один ответ - денег нет. Мы уже писали заму  мэра Днепродзержинска по коммунальным вопросам, что у вас могут быть проблемы в зимний период. Он ответил, что все у них будет нормально. Как было «нормально», мы увидели третьего ноября, когда ударил мороз. Тогда и аварий было много, и обледеневшую дорогу пришлось перекрыть. Техники, чтобы экстренно расчистить дорогу, не хватало. В этот день по области было зарегистрировано 57 аварий (в обычный день до 20), благо обошлось без пострадавших. Вот вам и показатель готовности. Виноваты не водители, которые не поставили зимнюю резину, а коммунальные службы, которые вовремя не создали комфортные условия. Теперь мы будем коммунальщиков контролировать и даже посылать инспекторов их «торопить».

На дороги не дают ни копейки

- А на какие нужды идет транспортный сбор? По идее, на дороги?

- 85% транспортного сбора в соответствии с законом идет в государственный бюджет, а остальные 15% остаются там, где его собирают, для ис­поль­зования на местные сети. Но сейчас с финансирова­ни­ем очень сложно… Большую часть распределяемых средств отдали в местные органы власти, они и должны дороги ремонтировать. Вот сейчас многие люди возмущаются, мол, штрафы выросли - денег у ГАИ много, а дороги как были плохими, так и остались. Но из этих средств нам ничего не перечисляется! Мы разослали письма всем главам админист­раций, всем мэрам городов, чтобы из 50% штрафов, которые остаются в бюджете, выделили хоть какую-то часть на ремонт дорог, но нам ответили «денег не предусмотрено».

- У нас на проспекте Пушкина в районе улицы Шмидта вся аллея заставлена автомобилями, с коляской теперь просто не пройдешь! Насколько это правомерно и  будет ли ГАИ с этим бороться?

- Бороться конечно же будем. Поставим сотрудников ДПС для наказания водителей за неправильную парковку, езду по тротуарам и пешеходным дорожкам. Выявляя такие факты, напишем коммунальным службам о необходимости установки малых архитектурных форм, чтобы автомобили физически не смогли заезжать на эту территорию. То, что зависит от нас, мы сделаем, а то, что от коммунальщиков, - будет зависеть от их финансовых возможнос­тей и желания навести порядок.

Новых алкотестеров пока нет

- У меня такой вопрос: как «без суда и следствия» инспектор может выписывать протокол или постановление на штраф? Притом еще и оценивать, например от 400 до 700 гривен?

- Эта европейская практика применяется не только у нас, но и во многих других странах СНГ. За мелкие нарушения инспектор, как полномочный представитель органов власти, имеет право вынести постановление на линии. Если вы сознались в содеянном нарушении, инспектор может вынести как минимальный, так и средний размер штрафа. А если вы считаете, что инспектор не прав, то имеете право привлечь двоих свидетелей для составления протокола, взять его копию и оригинал постановления и обжаловать штраф в течение 10 дней или у вышестоящего начальства, или через суд, или же подать протест через прокуратуру.

- У меня сосед шофером работает на развозке хлеба, так у него чудной случай был: гаишники оштрафовали из-за того, что он был без белого халата!

- Быть такого не может! Для Госавтоинспекции важен только один документ на груз, может, это сан­эпидстанция оштрафовала или какая-то экологическая служба? Вы уточните у своего соседа и, если что, обращайтесь.

- Меня интересует, инспектора уже работают с новыми алкотестерами, обещанными Коломийцем?

- К сожалению, их у нас пока нет - все зависит от финансов. Департамент ГАИ их закупит и выдаст по мере возможности, а потом и по мере необходимости.

- А в чем вообще его но­визна?

- Это не просто трубочка, которая показывает, выпил водитель или нет, а уже показатель наличия промилле при выдыхаемом воздухе.

- У меня вопрос по страховкам гражданской ответственности. Будут ли какие-то изменения, стоит ли покупать страховку или это не будет никого волновать? Ведь ни для кого не секрет, что страховики никому ничего не оплачивают при аварии!

- Эта страховка ответственности перед третьими лицами, то есть теми, кто пострадал или понес материальный ущерб: пассажир, пешеход и т.д. Это обязательная страховка. Но нужно проверять финансовую стабильность страховых компаний. И в любом случае, пока компания не обанкротилась, эти деньги можно требовать через суд.

Штрафы нужно поднять еще больше

- Уже почти две недели проходит операция «Перевозчик-2009», каковы промежуточные результаты?

- Операцию мы проводим совместно с территориальным управлением Глававтотрансинспекции. Наши инспектора проверяют техническое состояние транспорта в целом: тормозную, рулевую систему, зимнюю резину. Составляем протоколы и на механиков: если выпустил с нарушениями, значит, виноват. А на линии инспектора пресекают нарушения правил дорожного движения. В основном это превышение количества пассажиров. В утреннее и вечернее время маршрутные такси битком набиты! Также зачастую молодые водители могут и во втором ряду остановиться, чтобы взять пассажиров. Бывает, водят и в нетрезвом состоянии…Бывает, что сами горожане звонят на горячую линию прямо из маршрутки, мы тут же реагируем.

- А стали ли маршрутчики дисциплинированней?

- Когда в прошлом году вышел новый закон, мы всем раздавали специальные брошюрки, где все написано: за какие нарушения какие полагаются штрафы. А водители попросту не читают их! И дисциплина на дорогах остается на низком уровне. Потому что подготовка при сдаче на права у нас не на должном уровне: сначала идет начитка, а потом только 10 часов вождения. Водители победили компьютеры, а теперь хотят победить инспекторов! В прошлом году, когда увеличили сумму штрафов, сработала так называемая «шоковая терапия». Уменьшилось количество аварий на дорогах, водители ездили чуть ли не один за одним, ничего не нарушая. А через шесть-семь месяцев все опять пошло по-старому. Штрафы нужно поднять еще больше для еще одной «шоковой терапии».


Александр Труш (слева) и Виктор Гопайца считают, что дисциплина на дорогах у нас оставляет желать лучшего.