Как обеспечить безопасность детей на дорогах?

Сейчас во время вынужденных школьных каникул, которые длятся уже почти месяц, проблема подрастающего поколения и дорожно-транспортных происшествий выглядит как никогда актуальной.

- В удобном кресле я сижу и весело в окно гляжу.

 Как уменьшить детский травматизм и смертность на дорогах - об этом мы говорили с нашими экспертами.

«РЕБЕНОК ВЕДЕТ СЕБЯ ТАК ЖЕ, КАК И ЕГО РОДИТЕЛИ»

Галина Наумчук:

Галина НАУМЧУК, подполковник ГАИ

- На безопасность детей на дороге влияют многие факторы. Это психологическое состояние ребенка, его навыки и реакция на дорожную ситуацию. Мы проводим комплексные мероприятия, начиная от уроков по безопасности дорожного движения до проведения конкурсов, чтобы дети сами хотели соблюдать Правила дорожного движения.

Андрей Каустов:

- Понятно, что ГАИ только своими силами с этой проблемой не справится. Нужно, чтобы изменилось сознание людей, но это быстро не происходит. Тем более когда мы говорим о детском травматизме на дорогах. Сегодня, по статистике ВОЗ, детский травматизм стоит на 2-м месте после всех заболеваний, свойственных этому возрасту.

Сергей Страфун:

- Поверьте мне как врачу: нет ничего сложнее, чем лечить детскую травму. Потому что ребенок растет, а травма остается на всю жизнь. Если говорить о причинах, какие бы мы прекрасные занятия ни проводили, самым высшим авторитетом для ребенка являются его родители. Если каждый день ребенок видит, что папа или мама не пристегивают ремень безопасности, переводят его через дорогу на красный свет  и при этом говорят: я нарушаю правила, но ты так не делай, то, естественно, ребенок будет точно так же себя вести.

Лилия Подкопаева:

Лилия ПОДКОПАЕВА, олимпийская чемпионка, президент благотворительного фонда "Здоровье поколений"

 - Я  - мама 2 детей. 1 сентября я привела их в садик, где у них был урок - правила поведения на дороге. Я согласна, что родители тоже должны прилагать усилия и учить своих детей. Но я хочу также добавить пару слов о культуре вождения. Мне кажется, в Украине она только зарождается. Я часто бываю в Америке и знаю, что, к примеру, без кресла безопасности ты даже не имеешь права посадить ребенка в машину. Сразу штрафуют или отбирают права.

«УКРАИНЕ НУЖНО РАБОТАТЬ НАД КУЛЬТУРОЙ ВОЖДЕНИЯ»

Патрик Ван Дале:

- Мировая статистика говорит сама за себя. Каждый год 1,3  млн человек умирают на дорогах.

А от 20 до 50 млн получают серьезные травмы. Мы - международная компания, которая работает более чем в 100 странах мира, и мы хорошо знаем, что безопасность дорожного движения - один из наиболее важных социальных вопросов. Поэтому так много уделяем этому внимания.

Патрик ВАН ДАЛЕ, глава компании "Шелл" в Украине

«КП»: - На ваш взгляд, в  Украине есть культура вождения?

- Если честно, культура вождения в Украине оказалась лучше, чем я ожидал увидеть перед приездом сюда. Но еще очень много нужно сделать. Каждый день на дорогах Украины я вижу людей, которые не пристегиваются, ездят по бровкам, превышают скорость.

Но наша компания хотела бы обратить внимание на более слабых участников дорожного движения - на детей.

«ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ НАВЕСТИ ПОРЯДОК»

Галина Наумчук:

-  Мы согласны, что начинать работу нужно с родителей, объясняя, что даже такие моменты, как перевозка маленького ребенка на переднем сиденье или без детского кресла, представляют опасность.

Лилия Подкопаева:

- Если вы перевозите в машине ребенка, то вопрос - должно ли быть в машине автокресло - даже не обсуждается. В Норвегии, к примеру, ребенка не отдадут родителям из роддома, если у них нет автокресла.

Сергей Страфун:

Сергей СТРАФУН, заместитель директора по науке Института отропедии и травматологии

- В моей практике была масса случаев, когда пристегнутый ремнем человек погибал, а не пристегнутый - выживал. Но все же общая статистика говорит о том, что человек, который пристегнут, и ребенок, сидящий в кресле, имеют намного больше шансов выжить. Не думайте, что, если вы держите ребенка на руках, вам удастся его удержать при ДТП. Достаточно маме отвлечься на одну секунду - и ребенок может получить травму.

Патрик Ван Дале:

- Я хотел бы добавить, что непристегнутый ребенок на заднем сиденье во время ДТП может убить людей, сидящих впереди. И это еще одна дополнительная причина, чтобы ребенка все-таки пристегивали.

Андрей КАУСТОВ, вице-президент Ассоциации безопасности дорожного движения

Андрей Каустов:

- Я не хочу оперировать статистикой, ведь за цифрами не видно трагедии. На Западе по телевидению показывают социальные ролики, которые могут шокировать обывателя. Однако они заставляют сопереживать, чувствовать трагедию и задумываться над своими действиями. Как показала практика, такая реклама более эффективна, чем использование образовательных программ. Но я хочу вспомнить еще один важный момент - отечественное законодательство. К примеру, изменения в ПДД по детским креслам у нас фактически не работают.

Галина Наумчук:

- Наше общество несовершенно, и, чтобы его улучшить, нужно начинать с себя. Если вы видите, что инспектор не делает водителям замечаний по поводу ремней безопасности, позвоните нам по телефону доверия. Если вы будете сами соблюдать ПДД и поможете нам заставить инспекторов отслеживать все, даже небольшие, нарушения, то мы вместе наведем порядок на дорогах. 

Есть вопрос

Если кресло не по карману?

Андрей Каустов:

- Использование технических средств защиты детей - вещь не дешевая. С ростом ребенка их нужно менять. В некоторых странах коммерческими структурами была запущена программа, которая позволяет обменивать старые кресла на новые с доплатой. Таким образом, достигалось сразу несколько коммерческих целей. Потребитель на долгие годы привязывался к конкретному производителю. С другой стороны, улучшается имидж компании.

В ТЕМУ

Памятка для взрослых 

«Комсомольская правда» в Украине» тоже внесла свою лепту в борьбу с детским травматизмом на дорогах. В преддверии Всемирного дня ребенка мы вместе с партнерами проводим акцию «Берегите детей!».

Патрик ВАН ДАЛЕ, глава компании «Шелл» в Украине:

«Шелл» принимает участие в проектах, связанных с улучшением безопасности на дорогах, во всем мире. И Украина - не исключение. Например, мы разработали и внедрили инновационную программу безопасности дорожного движения в школах трех районов Киева, а также распространили светоотражающие брелоки среди школьников.

Новая акция, которую мы проводим вместе с «Комсомолкой», - это логическое продолжение наших предыдущих действий. Наклейка на машину должна напомнить взрослым о том, какова их роль в обеспечении безопасности детей на дорогах. Надеюсь, что это поможет сократить количество детей, которые попадают в ДТП. Если эта наклейка позволит спасти хотя бы одну детскую жизнь, мы будем считать этот проект успешным.