Юрий Кара: «Наследники Булгакова требовали у меня миллион долларов за «Мастера и Маргариту»

12 ноября известному режиссеру исполнилось 55 лет.

Режиссер любит превращать книжки в фильмы.

«Почетный экранизатор Советского Союза» - так Юрия Кару иронично называли критики в 80-е годы за тягу к фильмам, снятым по литературным произведениям. А еще он - создатель самого таинственного фильма 90-х, за которым тянется шлейф скандалов, - «Мастер и Маргарита». Накануне 55-летия Юрий Кара побеседовал с корреспондентом «КП».

ФИЛЬМ ПО БУЛГАКОВУ ПОГУБИЛИ ИНТРИГИ

- «Мастер и Маргарита» лежит на полке уже 15 лет... Почему?

- Мне, конечно, очень обидно. Ведь ушли из жизни те люди, которым мне важно было бы его показать, - Михаил Ульянов, сыгравший Воланда, Альфред Шнитке, написавший для фильма великолепную музыку... Многие знают, что продюсер Владимир Скорый решил положить фильм на полку, но мало кому известно почему. Во всем виноваты деятели нашего кинематографа - один режиссер и один актер, мечтавшие о своей версии «Мастера и Маргариты», которые из зависти начали убеждать Скорого в том, что я снял шлак. Он поверил и хотел заставить меня перемонтировать фильм. Я отказался, подал в суд. Но после решения суда, по которому продюсер был обязан передать мне пленку, он заявил, что все материалы потеряны. Договориться со Скорым удалось только в середине 2000-х. Но тут возник сын третьей жены Булгакова Елены Сергеевны - Сергей Шиловский. Он хоть и не родной сын писателя, но сумел раздобыть бумажку, на которой было написано, что именно он - обладатель авторских прав на все творчество Булгакова, включая «Мастера и Маргариту». И потребовал миллион долларов в качестве авторских отчислений. Но в итоге мы получили право выпустить фильм в прокат, не отчисляя никому денег. А теперь у продюсера нет денег ни на копии, ни на рекламу. Но сегодня, в мой день рождения, я покажу фильм студентам ВГИКа.

Кадр из фильма, который мы пока так и не увидели, - «Мастер и Маргарита». Исполнители главных ролей Анастасия Вертинская и Виктор Раков.

ОБМАНОМ ЗАМАНИЛ  ГАФТА И ГЕРДТА В ОДИН ФИЛЬМ

- В ваших фильмах почти всегда снимались суперзвезды отечественного кино - Вертинская, Гафт, Самохина, Ульянов… Как вам удавалось их уговаривать?

- С «Мастером и Маргаритой» все, думаю, понятно - все мечтали сыграть в этом фильме. А вот с «Ворами в законе» смешная история была. Я хотел, чтобы вора играл Валентин Гафт, а адвоката - Зиновий Гердт. Но это был всего лишь мой второй фильм - где я, а где эти актеры? И я пошел на маленькую хитрость. Сначала позвонил Гафту и сказал, что согласие на участие в моем фильме дал Гердт, который давно мечтает встретиться с Валентином Иосифовичем в кадре. Гафт дал положительный ответ. Я на радостях набрал номер Гердта. Трубку взяла его жена Татьяна. Я ей начал рассказывать про то, как Гафт мечтает сняться вместе с Зиновием Ефимовичем. А она так настороженно спрашивает: «Он, конечно, с радостью согласится, раз такое дело. А кого играть-то надо?» «Адвоката», - отвечаю я. «А вы знаете, что Зиновий Ефимович никогда не играет евреев?» - тут же осекла меня жена актера. Еле удалось уверить ее, что если адвокат, то это необязательно еврей.

- Почти все ваши картины доходили до зрителей с трудом. Не хотелось махнуть на все рукой и вернуться к заброшенной профессии физика?

- Нет. Переломный момент был после фильма «Завтра была война», который вдруг начали приглашать на западные фестивали. А это была моя дипломная работа! Фильм разгромила официальная критика, партийное руководство долгое время хотело его запретить. Но после одного из показов ко мне подошел легендарный режиссер Абрам Роом и сказал: «Не слушай никого и снимай только то, что тебе по-настоящему близко». С тех пор я именно так и делаю.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Юрий Викторович КАРА родился 12 ноября 1954 г.  в Донецке. Окончил Московский институт стали и сплавов, а в 1982-м поступил во ВГИК, диплом которого получил в 1987 году. Кара перевел на язык кино произведения Фазиля Искандера, Чингиза Айтматова, Михаила Булгакова, Уильяма Шекспира. Всего за 22 года снял 10 фильмов. Сейчас преподает во ВГИКе и заканчивает работу над фильмом «Гамлет. XXI век».