В редакцию «КП» глава государства приехал рано утром и явно в хорошем настроении: он шутил с заполнившими пресс-центр журналистами, вспоминал свой предыдущий визит в редакцию (который состоялся девять лет назад, когда Ющенко возглавлял Кабмин). «Футболку от «КП», которую подарили тогда, постоянно надевал, когда ездил на дачу, и она уже износилась», - признался Виктор Андреевич.
Беседа с читателями, на которую отводился час с небольшим, растянулась надолго, хотя практически все темы оказались острыми. Разумеется, «КП» не могла обойти стороной взаимоотношения с Россией. Ющенко ответил и на блок вопросов по этому поводу - их задали корреспонденты редакции.
- Виктор Андреевич, в понедельник президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что у России к Украине нет никаких претензий. Есть претензии к украинскому президенту. Как бы вы могли прокомментировать это заявление?
- Думаю, и президент России, и я всегда будем говорить о том, что мы представляем большие народы, у которых друг к другу нет никаких претензий, говорить, что мы видим большую перспективу наших отношений в будущем. И это правильно. Но следует признать, что политика Украины и России разная. И разница - в нашем понимании суверенитета. А есть ли у нас претензии друг к другу? Официальных нет.
- А неофициальные?
- Почему-то у нас на 19-м году независимости до сих пор не проведена демаркация украинско-российской границы. А почему? Да, по определенным точкам идет дискуссия. Но почему, например, закон об украинско-российской границе не действует? Украина ратифицировала его, Россия - нет. Почему у нас не проведена делимитация границы?.. Я скажу больше: когда мы проводим аналогичную работу с Белоруссией или Молдовой, то и здесь сталкиваемся с непониманием. Такое ощущение, что нам и здесь кто-то мешает.
Или, к примеру, решение Госдумы России - признать Севастополь русским городом. Вы знаете, есть резолюция ООН по этому поводу. Что это - территориальные претензии? Не думаю. Это ностальгия, которая мешает нам иметь искренние отношения (глава государства, очевидно, имеет в виду ностальгию по советским временам или даже временам Российской империи. - Прим. ред.).
Ведь если претензий нет, давайте все эти проблемы решим. И по линии границы, и по Черноморскому флоту. Но в вопросах Черноморского флота, очевидно, президент Ющенко как раз и не устраивает. Потому что он говорит, что Конституция Украины не может быть предметом торга. Ведь когда писали Основной закон нашей страны, его авторы договорились: Украина будет истинно независимой лишь тогда, когда на нашей территории не будет ни одного солдата другой страны.
- Если говорить о ЧФ, то 2017 год - действительно ли окончательная дата пребывания Черноморского флота России в Севастополе?
- Как сказано в договоре между нашими странами, до 28 мая 2017 года российский флот должен быть выведен с территории Украины. Я говорю это как президент. Я глубоко уверен, что фактор присутствия ЧФ в Украине серьезно дестабилизирует наши отношения. И этот вопрос надо решить. Не подсказывайте нам, как формировать политику безопасности Украины, потому что это исключительно внутренний вопрос и необходимо иметь уважение к нации.
- Но Россию в данном случае интересуют вопросы собственной безопасности.
- Мы говорим: уважаемая российская власть, наши решения ни в коем случае не угрожают безопасности России. Более того, мы готовы по каждому из пунктов, которые волнуют Россию, провести плодотворные переговоры и дать соответствующие гарантии. Украина никогда не будет риском для России, в том числе и в вопросах безопасности.
- Тем не менее звучат заявления, что вместо ЧФ в Севастополь может прийти НАТО…
- Наша стратегия в вопросах безопасности известна - не должно быть ни одной иностранной базы. Ни НАТО, ни России, ни Польши. Мы должны иметь собственную концепцию оборонительной политики.
Полный текст прямой линии с президентом Украины читайте в завтрашнем номере.