На фоне фонтана
О скандальном памятнике харьковчане уже порядком подзабыли. Сейчас фигура юной Людмилы Марковны ждет своего часа во дворе дома скульптора. В 2006 году Сейфаддин Гурбанов создал памятник стахановскими темпами - всего за пару месяцев. Заказ он получил в феврале, а уже 14 марта Гурченко собирались установить на ступеньках перед оперным театром. Памятник отлит из бронзы, занавес высечен из зеленого греческого мрамора. Композицию украшают бронзовые часы, на которых без пяти минут 12. Тогда открытие монумента не состоялось. И по сей день в городе не нашлось места для скульптуры.
- Как будет и что будет, я не в курсе, - разводит руками Сейфаддин Гурбанов. - Установкой памятника занимается заказчик Александр Фельдман. Тогда Людмила Марковна одобрила эскиз памятника, но потом ситуация поменялась, поэтому ничего не могу сказать.
По мнениию Гурбанова, Гурченко прекрасно смотрелась бы на фоне фонтана перед ХАТОБом. Вся композиция задумывалась с учетом именно этой площадки.
- Она спускается по ступенькам, как в фильме «Карнавальная ночь», и поет известную песню «Пять минут», вот какая была идея. Это не столько памятник, сколько фонтанная скульптура, - говорит автор.
Компромисса не нашли
Против самого памятника никто вроде бы не возражал. Только оказалось, что увековечивание живых людей под запретом. Да и к оперному театру Людмила Марковна не имела совсем никакого отношения. На этом настаивал и прежний директор ХАТОБа Георгий Селихов. Была идея установить скульптуру на Рымарской перед филармонией (Гурченко училась неподалеку, в шестой гимназии), но и эта затея не увенчалась успехом.
- В 1957 году было запрещено ставить памятники живым людям, это был указ Президиума Верховного Вовета СССР, - говорит председатель топонимической комиссии горсовета Алексей Хорошковатый. - Единственное исключение было сделано для дважды и более Героев Соцтруда и Советского Союза. Современные украинские законы этот момент никак не регламентируют, к сожалению. Поэтому мы пользуемся нормами, которые были прописаны в советских законах.
В мэрии предложили компромисс: посвятить памятник не Людмиле Гурченко, а образу, созданному ею в «Карнавальной ночи». А заодно и место нашли — на одной из аллей сада Шевченко. Но Лена Крылова и там не появилась. Почему заказчик не согласился на такой вариант, Хорошковатый не знает.
В тему
«Все равно его установят»
Что ожидает скульптуру Гурченко - Крыловой, сейчас никто не может сказать. Для Александра Фельмана эта тема болезненная, нардеп не захотел говорить об этом. Сейфаддин Гурбанов не признается, что таит на кого-то обиду за непризнанный и так и не установленный памятник.
- Я знаю, что когда-нибудь его все равно установят. Даже не сомневаюсь в этом, - оптимистично заявляет скульптор.