Роль Чапаева спасла Бориса Бабочкина от ареста

75 лет назад на экраны вышел фильм братьев Васильевых, ставший классикой советского кино.

Образ легендарного комдива стал путеводной звездой для Бориса Бабочкина.

Дача Сталина. Поздний вечер

4 ноября 1934 года. В просмотровом зале сам Хозяин, Ворошилов, Молотов, Енукидзе и Шумяцкий, возглавлявший тогда отечественный кинематограф. Прошло полтора часа. Зажегся свет, и Сталин объявил замершему киноначальнику:

- Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение.

Уже на следующий день возле ленинградского кинотеатра «Титан» выстроилась огромная очередь - так началось триумфальное шествие ленты, включенной в сотню лучших фильмов мира.

БАТАЛОВ ИЛИ ВАНИН?

Борис Бабочкин. О том, как Борису Бабочкину доверили воплощать легендарного комдива, ходят легенды. Одна из них гласит, что Чапаева должен был играть Николай Баталов, но у него обострился незалеченный туберкулез. Тогда пригласили Василия Ванина, уже игравшего Василия Ивановича в театре. А Бабочкина утвердили на роль Петьки. Но Бабочкин, увлекшись, стал показывать, каким, по его мнению, должен быть Чапай. Недолго думая, режиссеры предложили Бабочкину сделать грим, приклеили усы - получился вылитый комдив. Ванин получил отставку.

Кстати, фильм «Чапаев» уберег Бабочкина от беды. По рассказам дочери артиста, в 1937 году за ним постоянно ходили два человека, но арестовать всенародного любимца органы все же не посмели.

КВАРТИРА ОТ ВОРОШИЛОВА

Не сразу угадали режиссеры и с актером, игравшим Петьку-ординарца. Сначала утвердили Якова Гудкина. Но он, как сейчас говорят, не попал в струю: оказался тяжеловесным, нефактурным. И, хотя уже было отснято немало пленки, Гудкина решили заменить.

Кто-то из группы привел на пробы молодого Леню Кмита. Едва взглянув на него, Васильевы хором сказали: «Идеально». Роль Петьки для Кмита стала звездной. Он потом немало снимался в кино, но в памяти зрителей навсегда остался ординарцем Петькой. А маршал Ворошилов, посмотрев картину, пришел в такой восторг, что презентовал актеру небольшую квартиру в Москве напротив Елисеевского магазина.

Зря говорят, что в СССР секса не было! Петька и Анка любят друг друга так же страстно, как ненавидят врагов.

СОВСЕМ НЕ БРАТЬЯ

В Петербурге есть улица, носящая имя братьев Васильевых. Хотя на самом деле они не родственники. Они - однофамильцы. Кинопсевдоним им придумал литературовед и критик Виктор Шкловский. Один из «братьев», Георгий, кстати, и сам снялся в эпизоде: его можно увидеть в сцене «психической атаки» каппелевцев. Он идет в первой шеренге с папиросой в зубах и стеком в руках. Сергей Васильев был женат на красавице актрисе Варваре Мясниковой. Вот ее он и предложил на роль очень привлекательной Анки-пулеметчицы. Другую Анку сейчас и представить невозможно.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ

ЛИЧНОЕ

Мой Василий Иваныч

Недавно я, к своему удивлению, впервые встретил человека (женщину), который не смотрел фильм «Чапаев», и с ужасом осознал, что я уже живу в другом веке, на другой планете, и мне стало почему-то жаль этого человека, ведь он - о ужас! - не сможет в полной мере оценить юмор анекдотов про Чапаева! В детстве я смотрел этот фильм сотни раз - благодаря тому, что моя матушка работала в заводском клубе и проводила меня на сеансы бесплатно.

Фильмы «Смелые люди», «Александр Пархоменко», «Котовский» и «Чапаев» крутили на детских сеансах регулярно раз в три месяца, чтобы воспитать из нас, полуголодных пацанов, надежных, преданных делу революции бойцов. И, надо сказать, это неплохо получилось. Благодаря «Чапаеву» я искренне ненавидел тупых и некрасивых беляков, которые ходили стройными рядами без единого выстрела прямо на Анкин пулемет, и обожал красавца Чапаева и лысого, но чертовски обаятельного Котовского. Верхом, преобразив в коня деревянный дрын, размахивая дрючком-шашкой, я неистово, как Ума Турман, рубил за сараями кущи лопухов и конопли, а на самом деле - тупые головы беляков.

Мы все тогда были немного Чапаевыми, и никто не хотел быть беляком-колчаковцем... Снова и снова, прорываясь мимо билетеров, мы сжимали в темноте зала грязные кулачки и шептали плывущему Чапаю: «Ну! Давай же! Ну! Выплывай!» Но ни разу не выплыл Чапай! Сегодня бы авторы «Чапаева» на волне успеха фильма непременно создали бы сиквелы «Чапаев-2», «Чапаев возвращается». Но тогда такого исторического произвола не было: утонул так утонул! А мы, пацаны, очень любили эту нашу тихую скорбь по погибшему герою.