Дача Сталина. Поздний вечер
4 ноября 1934 года. В просмотровом зале сам Хозяин, Ворошилов, Молотов, Енукидзе и Шумяцкий, возглавлявший тогда отечественный кинематограф. Прошло полтора часа. Зажегся свет, и Сталин объявил замершему киноначальнику:
- Вас можно поздравить с удачей. Здорово, умно и тактично сделано. Хороши и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение.
Уже на следующий день возле ленинградского кинотеатра «Титан» выстроилась огромная очередь - так началось триумфальное шествие ленты, включенной в сотню лучших фильмов мира.
БАТАЛОВ ИЛИ ВАНИН?
Борис Бабочкин. О том, как Борису Бабочкину доверили воплощать легендарного комдива, ходят легенды. Одна из них гласит, что Чапаева должен был играть Николай Баталов, но у него обострился незалеченный туберкулез. Тогда пригласили Василия Ванина, уже игравшего Василия Ивановича в театре. А Бабочкина утвердили на роль Петьки. Но Бабочкин, увлекшись, стал показывать, каким, по его мнению, должен быть Чапай. Недолго думая, режиссеры предложили Бабочкину сделать грим, приклеили усы - получился вылитый комдив. Ванин получил отставку.
Кстати, фильм «Чапаев» уберег Бабочкина от беды. По рассказам дочери артиста, в 1937 году за ним постоянно ходили два человека, но арестовать всенародного любимца органы все же не посмели.
КВАРТИРА ОТ ВОРОШИЛОВА
Не сразу угадали режиссеры и с актером, игравшим Петьку-ординарца. Сначала утвердили Якова Гудкина. Но он, как сейчас говорят, не попал в струю: оказался тяжеловесным, нефактурным. И, хотя уже было отснято немало пленки, Гудкина решили заменить.
Кто-то из группы привел на пробы молодого Леню Кмита. Едва взглянув на него, Васильевы хором сказали: «Идеально». Роль Петьки для Кмита стала звездной. Он потом немало снимался в кино, но в памяти зрителей навсегда остался ординарцем Петькой. А маршал Ворошилов, посмотрев картину, пришел в такой восторг, что презентовал актеру небольшую квартиру в Москве напротив Елисеевского магазина.
|
СОВСЕМ НЕ БРАТЬЯ
В Петербурге есть улица, носящая имя братьев Васильевых. Хотя на самом деле они не родственники. Они - однофамильцы. Кинопсевдоним им придумал литературовед и критик Виктор Шкловский. Один из «братьев», Георгий, кстати, и сам снялся в эпизоде: его можно увидеть в сцене «психической атаки» каппелевцев. Он идет в первой шеренге с папиросой в зубах и стеком в руках. Сергей Васильев был женат на красавице актрисе Варваре Мясниковой. Вот ее он и предложил на роль очень привлекательной Анки-пулеметчицы. Другую Анку сейчас и представить невозможно.
КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ
- «Тихо, граждане! Чапай думать будет» (Петька).
- «Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне» (Чапаев).
- «Александр Македонский тоже был великий полководец. А зачем же табуретки ломать?» (Фурманов).
- «Белые пришли - грабють, красные пришли - грабють. Ну куды бедному крестьянину податься?» (крестьянин).
- «Брат Митька помирает, ухи просит» (белый казак).
- «- Красиво идут!.. - Телегенция!» (разговор бойцов об атаке каппелевцев).
- «Психическая, говоришь? Ну хрен с ней, давай психическую» (Чапаев).
ЛИЧНОЕ
Мой Василий Иваныч
Недавно я, к своему удивлению, впервые встретил человека (женщину), который не смотрел фильм «Чапаев», и с ужасом осознал, что я уже живу в другом веке, на другой планете, и мне стало почему-то жаль этого человека, ведь он - о ужас! - не сможет в полной мере оценить юмор анекдотов про Чапаева! В детстве я смотрел этот фильм сотни раз - благодаря тому, что моя матушка работала в заводском клубе и проводила меня на сеансы бесплатно.
Фильмы «Смелые люди», «Александр Пархоменко», «Котовский» и «Чапаев» крутили на детских сеансах регулярно раз в три месяца, чтобы воспитать из нас, полуголодных пацанов, надежных, преданных делу революции бойцов. И, надо сказать, это неплохо получилось. Благодаря «Чапаеву» я искренне ненавидел тупых и некрасивых беляков, которые ходили стройными рядами без единого выстрела прямо на Анкин пулемет, и обожал красавца Чапаева и лысого, но чертовски обаятельного Котовского. Верхом, преобразив в коня деревянный дрын, размахивая дрючком-шашкой, я неистово, как Ума Турман, рубил за сараями кущи лопухов и конопли, а на самом деле - тупые головы беляков.
Мы все тогда были немного Чапаевыми, и никто не хотел быть беляком-колчаковцем... Снова и снова, прорываясь мимо билетеров, мы сжимали в темноте зала грязные кулачки и шептали плывущему Чапаю: «Ну! Давай же! Ну! Выплывай!» Но ни разу не выплыл Чапай! Сегодня бы авторы «Чапаева» на волне успеха фильма непременно создали бы сиквелы «Чапаев-2», «Чапаев возвращается». Но тогда такого исторического произвола не было: утонул так утонул! А мы, пацаны, очень любили эту нашу тихую скорбь по погибшему герою.