Шансы «государственников» и государства

Беспрецедентное событие произошло недавно за закрытыми дверями «Фронта перемен»: собрав около тысячи своих региональных активистов, Арсений Яценюк дискутировал с ними о «судьбах Родины», презентуя соратникам свою программу «Новый курс».

ПРОТИВНИКИ И ПРОТИВОВЕСЫ

Беспрецедентное событие произошло недавно за закрытыми дверями «Фронта перемен»: собрав около тысячи своих региональных активистов, Арсений Яценюк дискутировал с ними о «судьбах Родины», презентуя соратникам свою программу «Новый курс». На рейтинги, избирательные технологии - традиционные темы подобных собраний в преддверии выборов - «Фронт» не отвлекался. Из прозвучавшего на дискуссиях можно сделать вывод о том, что в недрах «Фронта» уже идет серьезная подготовка к созданию монолитной партийной структуры, ориентированной на «государственность».

На собрании актива было заявлено о том, что возможности платного попадания в списки партии ни для кого не существует. Темой напряженных дискуссий стало не что иное, как идеология уже существующей де-юре партии. Яценюк представил соратникам свою программу «Новый курс» не только как предвыборную платформу, а скорее как государственный подход к модернизации страны. Он заявил, что всерьез намерен строить партию «государственников», которая будет противостоять олигархическим партиям и кланам - тем, кто, по мнению «фронтовиков», непосредственно причастен к развалу государства.

Имеющиеся в среднем 10% поддержки, которую высказывают люди Яценюку и его партии, называют внутри штаба пока лишь «кредитом доверия» и всерьез озабочены тем, чтобы его оправдать. Но обещаний вроде «земля - крестьянам, фабрики - рабочим» раздавать «фронтовики» не намерены. Взамен декларируют непривычные, но далеко не наивные цели - восстановление и укрепление роли государства в стране. Учитывая, что их оппоненты - Партия регионов и БЮТ - вместе со своими лидерами имеют «контрольный пакет» голосов, силы «государственников» Яценюка в этой схватке - один к пяти. Или - 10% против 50+% (20+% Тимошенко и 30+% Януковича). 

Вероятно, Арсений Яценюк это вполне осознает. Впрочем, 10% «государственников» в качестве власти способны добиться гораздо больших результатов для защиты человека в государстве. Поскольку та же социалка, медицина, образование могут реально работать только исходя из осознанных государственных интересов. Ни олигархи, ни политические кланы не заинтересованы в том, чтобы содержать сферу, которая не приносит прибыли. Вероятно, именно поэтому в Украине все якобы «государственное» сейчас либо неэффективно, либо все же приносит доход в строго определенные провластные кормушки.

Народные вече «Фронта перемен» по всей Украине стали очень популярными.


ЗА ОБЕЩАНИЯМИ ПРАВДЫ НЕ СКАЖУТ

Политику мы давно отнесли к цирковому искусству и периодически аплодируем удачным трюкам. Абонемент на эти зрелища есть у всей страны. А вот хлеба хватает не всем. Поэтому самой популярной «обіцянкой» остаются социальные льготы и блага. Крупнейшие партии играют с народом в одну игру, одной колодой, соревнуясь друг с другом только в скорости раздачи. Но тузы - всегда в руках сдающих. Сколько среди нас тех, кто это понимает? Тех, кому не нужна рыба, кто хочет удочку? Будем честными - немного. Потому что способом жизни большинства стало - ждать, что кто-то даст, выдаст, предоставит.

«Мантра» о том, что вам все будет и делать вам ничего не придется, придем «мы», хорошие, и все вам дадим, - это логика всех избирательных технологий, такой себе неолиберализм, убеждающий, что государство - это враг, не способный защитить по причине своего несовершенства. И защитить человека может только… кто? Кто, если не государство? Защитить вас может власть! - убеждают нас заигрывающие перед выборами политики. Дайте нам власть, и мы вас защитим. Какая-то горькая ирония… И ведь уже почти все понимают - «что-то тут не так»: дали тем власть - счастья не выдали, выбрали других - тоже слаще не стало. Кого же выбрать теперь? Сомнений миллион, но так хочется поверить, что у этих-то все получится… 

НЕЗАМЕТНАЯ ПОТЕРЯ…

В замкнутом круге «выбор-власть-разочарование» поискать слабое место этого порочного круга давно бы стоило. В каком месте искать? Да вот изначально подумаем - мы выбираем власть. Это вроде как назначаем «старшего», которого все несколько лет должны слушаться. А когда «старший» борзеет, поделать с ним ничего нельзя. Вернее - теоретически можно. Мы ведь не на острове себе главаря выбираем. У нас же государство, где есть законы, сдерживающие рамки, определяющие правила игры для всех «старших».

И теперь ответим себе на вопрос честно: есть ли у нас это государство? Не мифом ли оно становится? Страна как территория и власть как «главари» - вот это у нас точно осталось. А государство с его якобы законами и правилами - в тумане растворяется. Не работает. Ржавеет. Демонтируется. Под убаюкивающую сказочку олигархических партий, которым это государство как раз и не нужно. Мешает оно и интересным становится только в комплекте с возможностью менять все вплоть до Конституции по первой бизнес-необходимости.

Олигархическими партиями называют тех, кто покупает власть, кто использует власть для своего бизнеса, для интересов меньшинства. В общем-то, все время независимости власть у нас была олигархической. 

Итог - государство Украина растерзано антигосударственной деятельностью. За почти двадцать лет независимости Украина так и не стала государством во многом потому, что каждый руководитель нашей страны вел антигосударственную деятельность, направляя страну прямо в пропасть.

В 1992 году Украина «по собственной инициативе» добровольно отказалась от статуса ядерной державы и подписала соответствующий международный договор.

Проведение приватизации заключалось только в одном - государство должно отдать промышленность в частные руки. Приватизацию возвели в ранг новой идеологии, и каждый, кто взывал к здравому смыслу и предлагал хотя бы остановиться и проанализировать ситуацию, понять, что можно отдавать в частные руки, а что нельзя, получал ярлык коммуниста и попадал в список динозавров с красной звездой.  

Недавно был успешно осуществлен еще один антиукраинский проект - вступление Украины в ВТО, который призван защищать не интересы Украины на международном рынке, а интересы импортеров в нашей стране, для которых введены минимальные ставки на ввоз любой продукции.

В 2004 году под шумок оранжевой революции в Украине олигархами была проведена конституционная реформа, повлекшая за собой уничтожение вертикали власти. Однако занятые дележом власти марионеточные политики этого не поняли, а украинцы не заметили. 

Сегодня на территории Украины реализуется еще один антигосударственный проект - наращивание долгов международным финансовым организациям: валовый внешний долг Украины вырос до 100 миллиардов долларов. 

В результате долгих лет распада государства сформировался кланово-олигархический строй, которому сегодня и принадлежит власть в стране. Все политические партии, представленные в парламенте, являются одновременно заинтересованными субъектами или как минимум пассивными соучастниками процесса деградации государства. Наивно было бы полагать, что они смогут остановить деятельность, в которой они же все и принимают участие. 

Поэтому главная интрига и главный шанс государства Украина в том, смогут ли 10% государственников убедить избирателей в серьезности своих намерений и получить-таки возможность запустить всеобщий процесс модернизации Украинского государства, чтобы остановить тотальную деградацию.