Вам продали просроченные продукты, у вас отвалился каблук на новых весенних сапожках, качество предоставленных жилищно-коммунальных услуг желает быть лучше. Как часто мы сталкиваемся с подобными ситуациями и далеко не всегда знаем, куда обращаться за помощью!
Виагра помогает не всем
Обращаться с жалобами можно в управление по делам защиты прав потребителей. Но порою просьбы и претензии бывают очень и очень странные. Как говорится, жизнь без юмора - не жизнь. Так, пенсионеры за 90 жаловались на плохое качество виагры. А одна женщина пыталась доказать, что купленный ею тест на беременность ошибся! Дама была уверена, что беременна, хотя к врачу не обращалась... Однажды пришел необычный протокол на рассмотрение. Женщина оказывала интимные услуги, и это кому-то помешало. Понятное дело, управление таким не занимается. Но, наверное, не каждый это понимает. Как вы догадались, все выше перечисленное каким-то образом попало не по назначению.
Требуйте чек
А если серьезно, что бы мы делали, если бы нас, потребителей, некому было защищать?
- Совершая покупку, нужно обязательно брать документ, подтверждающий факт купли-продажи товаров, то есть кассовый или товарный чек, - рассказывает главный специалист Главного Донецкого областного управления по делам защиты прав потребителей Евгения Стадникевич. - Изучите информацию на товаре, посмотрите, когда и кто его изготовил. Человек должен точно знать, где он приобрел товар. В противном случае дело зайдет в тупик. Мы же не розыскное бюро!
- А если я приобрела какую-то некачественную вещь на рынке? У меня нет ни чека, ни документа, значит, доказать ничего не удастся?
- Если обувь на базаре дешевая, то и качество ее соответствует цене. Как бы там ни было, чек надо требовать.В случае недоразумения изначально обращайтесь в администрацию рынка. Если конфликт не разрешается и у вас к тому же нет чека, можно обратиться в суд. Там принимаются свидетельские показания. Зачастую реализаторы отказываются выдать чек. А ведь в законе Украины "О защите прав потребителей" (ст. 8 п. 11) записано: "По требованию покупателя хозяйствующий субъект обязан выдать товарный чек". При наличии документа, подтверждающего факт покупки, наше управление обязательно поможет защитить права потребителя.
- С какими жалобами чаще всего обращаются потребители?
- Основными остаются вопросы качества товаров, нарушения правил торговли, нарушения при оказании услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, транспорта, газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения. Многие потребители обращаются к нам за помощью после многократных и безрезультатных обращений в другие инстанции.
Каждый из нас должен знать свои права. В идеале - изучить закон Украины "О защите прав потребителей". Конечно, можно полагаться на интуицию и просто пытаться определить, нормально с вами повелись или нет. Но интуиция порою обманчива. Поэтому лучше раз и навсегда разобраться, какие у вас как у потребителя права и обязанности.
Из истории вопроса
Кто придумал праздник
Отсчет Международного дня защиты прав потребителя ведется с 15 марта 1962 года. В тот день президент США Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе США, впервые в мировой истории официально очертил права гражданина как потребителя. В результате был принят "Билль о правах потребителей". Документ закрепил за потребителями четыре основных права: на безопасность, на выбор, на получение информации и право быть выслушанным в суде. Позже к этим базовым потребительским правам были добавлены еще четыре, признанные мировым сообществом: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
Это интересно
Украина первой из государств СССР приняла закон "О защите прав потребителей", который вывел развитие потребительского движения на качественно новый этап и закрепил юридический фундамент для защиты прав потребителей. Он предоставил возможность покупателям и клиентам отстаивать свои интересы.
Теперь у граждан прибавилось желания и решительности защищать свои нарушенные права. Об этом свидетельствуют данные ежегодных социологических опросов.
Вырежи и сохрани
Куда обращаться?
Справочные телефоны организаций, контролирующих и проводящих экспертизу качества продукции
Донецкий государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации (ГЦСМС): 83121, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 289, тел. (0622) 58-60-30 (приемная)
Главное донецкое областное управление по делам защиты прав потребителей: 83055, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 184, тел. (062)335-36-49
Донецкое областное бюро экспертиз: 83014, г. Донецк, пр. Павших Коммунаров, 76, тел. (0622)95-62-35
Донецкий НИИ судебной экспертизы: 83096, Шахта Ливенко, 4, тел. (062)312-59-48
Донецкое областное общество потребителей: 83121, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 289, тел. (0622) 58-00-12, т/ф 57-74-98; e-mail: drca@skif.net