Как спасти украинское здравоохранение?

Эксперты рассказали о нынешнем состоянии отрасли в Украине и сошлись во мнении: спасти ее может только немедленное «хирургическое вмешательство» бюджетной медицины.

Украинская медицина нуждается в срочной «хирургической операции».

Почему украинцы живут меньше немцев

Пожалуй, каждое из украинских правительств называет здравоохранение приоритетом в своей работе. Не стали исключением и Кабинеты министров, приходившие после «оранжевых» событий: на новую команду управленцев, пришедшую после президентских выборов-2004, возлагались большие надежды.

Прежде всего связывались они с перестройкой в корне всей системы здравоохранения, переведением ее на «европейские» рельсы, созданием в стране страховой медицины. А в январе прошлого года при назначении нового руководителя Минздрава главной целью его работы было обозначено ни много ни мало «за пять лет увеличить среднюю продолжительность жизни украинских граждан на три года».

- Давать оценки последнему утверждению пока рано, - говорит эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. - Однако сейчас уже можно сказать, что состояние украинского здравоохранения оставляет желать лучшего: мы на первых местах в мире по заболеваемости онкологией, СПИДом, туберкулезом, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

Хоть старение нации - превышение смертности над рождаемостью - свойственно и развитым европейским государствам, в Украине этот процесс, по словам эксперта, усугублен снижающейся продолжительностью жизни. Статистика неумолима: средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет в Украине всего 59 лет - показатель сравним с цифрами, свойственными для беднейших стран. По коэффициенту же смертности наша страна перегнала все страны СНГ.

Юрий Гаврилечко посетовал на то, что подготовленные государством кадры оставляют распадающуюся украинскую систему здравоохранения и уезжают работать за рубеж. И привел данные Минздрава: дефицит врачей в учреждениях разных форм собственности на сегодня составляет 57 тысяч человек. А по неофициальным данным, ежегодно страну покидают около шести тысяч врачей - сегодня они работают в каждой третьей стране мира.

- Истощение ресурсов системы здравоохранения произошло по той причине, что все реформы в этой сфере, которые проходили за последние двадцать лет, имели под собой скрытую цель - взять под контроль финансовые потоки отрасли, - сделал неожиданные выводы Гаврилечко. - Чтобы размывать средства, направляемые на нужды медицины с 1990 года, целенаправленно разрушалась целостная результативная советская система предоставления медицинской помощи.

Вместо нее, по словам эксперта, образовалась дезорганизованная, разорванная между регионами и ведомствами медицина, в которой финансовые потоки запутаны и непрозрачны.

- Отрасль, как и вся экономика, превращена в доильный аппарат для карманов чиновников, - считает Юрий Гаврилечко.

Спасение больных - дело рук самих больных?

По данным члена комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения Арсения Яценюка, львиную долю бюджетных средств, предоставляемых на финансирование здравоохранения, разворовывают государственные чиновники и «бизнесмены» от медицины.

- Деньги изымаются на всех уровнях - как из центрального, так и из местных бюджетов, - рассказывает Яценюк. - Ни одна целевая программа в сфере здравоохранения не действует эффективно, судя по показателям заболеваемости и смертности - ни программа по борьбе с туберкулезом, ни по борьбе со СПИДом, ни программа по снабжению инсулином больных сахарным диабетом.

Эксперт Юрий Гаврилечко утверждает, что до конечного потребителя не доходит огромная часть инсулина, более того, отсутствует надлежащий контроль над использованием препарата.

- Существенная разница в стоимости инсулина в разных регионах страны - это поле для многомиллионных злоупотреблений: тендеры по закупкам препарата проводятся недобросовестно, а решение о поставщике принимается с точки зрения выгоды конкретных чиновников, а не больных диабетом, - считает Гаврилечко.

По мнению Арсения Яценюка, коррумпированность в отрасли здравоохранения получила нешуточный размах.

- Когда я в качестве члена парламентского комитета здравоохранения начал искать ответ на вопрос, почему чем больше финансируется борьба с туберкулезом, тем больше в Украине больных, то получил следующий ответ официальных лиц: дескать, в этом виноваты сами больные туберкулезом, потому что почти все они - асоциальные элементы, которые неправильно применяют препараты и поэтому не излечиваются.

По мнению политика, вместо настоящих лекарств в Украину сегодня могут ввозиться хоть подделки, например, вместо таблеток - мел, вместо противотуберкулезных препаратов - физраствор. Полного контроля не добиться...

- Объем импорта лекарственных средств в Украине - 9 миллиардов гривен в год. На этом можно-таки заработать миллионные состояния, - соглашается с политиком Юрий Гаврилечко. - Причем, по официальным данным Международной федерации фармацевтов, до 30 процентов импортных лекарств на украинском рынке являются фальсифицированными.

Из этой же серии, по мнению Гаврилечко, и закупка не проверенной и не тестированной в Украине индийской вакцины против кори и краснухи, после вакцинации которой в Краматорске погиб 17-летний подросток.

Расследования Арсения Яценюка привели его к выводу, что массовые злоупотребления происходят и в сфере закупок медицинского оборудования.

- Никто не покупает, например, новые МРТ-аппараты. За бесценок приобретается или принимается в качестве гуманитарной помощи старое нерабочее оборудование, которое потом просто занимает место на складе. Таким образом, государственные деньги присваивает частный карман, - рассказывает он. - Возникает вопрос: почему же при таком положении вещей еще остались некоторые государственные медицинские учреждения, которые хотя бы как-то продолжают лечить людей? Все просто - содержание их государство переложило на плечи самих больных. Речь идет не о налогах. Исследования показывают, что уровень частных расходов населения на лечение в 3 раза превышает официальный бюджет на здравоохранение.

МНЕНИЕ


Член парламентского комитета ВР по вопросам здравоохранения Арсений ЯЦЕНЮК: «Бороться с коррупцией нужно с верхов»

- Бороться с коррупцией в сфере здравоохранения нужно начинать с верхов - с Верховной Рады, где все продается и все покупается - места в списке, голоса при голосовании, где лоббируют законы, способствующие коррупции. Из Верховной Рады коррупция расползается по всей стране, в том числе и в медицину.

Дальше - нужно забыть о либеральном мифе. Мы думали, что рынок все отрегулирует. Отрегулировал. Теперь медицина превратилась в коммерцию. Такой рыночный подход к здравоохранению разрушил отрасль.

Обеспечение здоровья нации - непосредственная ключевая функция государства. Медицина не может быть прибыльным бизнесом. Я предлагаю на основе опыта разных стран и собственного создать новый проект системы украинского здравоохранения, основанного на бюджетной медицине (не путать с бесплатной). Только бюджетная медицина может обеспечить равный доступ к медицинским услугам всех без исключения граждан, независимо от их материального положения. Бюджетная медицина может быть дополнена страховой, но страховая медицина не может стать единственным выходом из ситуации. Напомню, что даже в США, где развита страховая медицина, десятки миллионов человек не имеют страховки, она им недоступна.

Бесплатная медицина должна быть в сфере так называемых ургентных, неотложных услуг, таких как, например, скорая помощь, а также для социально незащищенных слоев населения. Кроме того, должен существовать дополнительный перечень медицинских услуг, которые предоставляются исключительно бесплатно.

А есть вторая часть людей, например, члены парламента. Почему депутат получает бесплатные услуги? Ургентную помощь он должен получать бесплатно, за все остальное - может заплатить. Это принцип социальной справедливости, когда тот, кто богаче, платит за того, кто беднее.

Мы должны вернуть в Украину фармацию. Она здесь была, и она была достаточно эффективной. Конечно, на часть препаратов нам придется покупать лицензии, но от того, что изготавливать их мы будем здесь, уменьшится цена лекарств для потребителей.