При этом профильное министерство ничем особо гражданам помочь не в силах - аббревиатуру МЖКХ (Министерство жилищно-коммунального хозяйства) в народе расшифровывают как «Можете Жаловаться Куда Хотите». Вот и сейчас, когда начало отопительного сезона во многих городах привычно откладывается, коммунальщики все списывают на отсутствие средств. Но в то же время, желая сохранить свою монополию на гигантском рынке услуг ЖКХ, не допускают туда ни частный бизнес, ни общественный надзор, ни государственный контроль. Именно такое сопротивление чиновников мешает реформе коммунального хозяйства - уверен политик и экономист Сергей Тигипко. О своем видении преобразований в этой сфере он рассказал корреспонденту «КП».
Каждый третий дом требует капремонта
- Сергей Леонидович, уже не первый год у многих украинцев одна и та же проблема: отопление в срок не включают, коммунальщики говорят, что у них нет денег на ремонт…
- Удивительно, что эта система еще хоть как-то работает. Ведь основная часть жилищного фонда Украины построена во времена СССР, и за два десятка лет недофинансирования и неэффективного управления практически все коммунальные системы пришли в катастрофическое состояние. Потери воды, тепла и электроэнергии достигли недопустимых величин, резко возросло число аварий и отключений. Если дело так пойдет дальше, то нас ждут крупномасштабные коммунальные катастрофы - с отключением от тепла, воды и энергии целых городов, наподобие того, что случилось несколько лет назад в Алчевске. Только за последние недели произошло два крупных эксцесса в системе ЖКХ: несколько дней продолжался пожар на Бортнической станции аэрации в Киеве, а в Харькове бастовали водители трамваев и троллейбусов - коммунальное предприятие «Горэлектро-транс» 5 месяцев не выплачивает им зарплату.
- А вы можете оценить общее положение дел в отрасли?
- Разумеется, хотя цифры, конечно, не радостные. Каждый третий жилой дом требует капитального ремонта. В аварийном состоянии пребывают больше трети водопроводных, канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов теплопунктов, больше 20 процентов мостов и дорог.
Требуют замены 87 процентов городского электротранспорта, 70 процентов автотранспорта, который используется в сфере благоустройства территорий, 40 процентов насосного оборудования и котлов, 20 процентов лифтов. Не соответствуют санитарным нормам более половины полигонов твердых бытовых отходов. Каждый год увеличивается количество несанкционированных мусорных свалок.
В правительственной программе реформирования ЖКХ предусмотрено выделение на срочные меры по модернизации коммунального хозяйства страны 23 миллиарда гривен, но этих денег в бюджете нет и не предвидится. Сегодня, в условиях кризиса, практически все расходы национального бюджета идут на социальные выплаты. Кроме того, учитывая глубокую коррумпированность жилищно-коммунальной сферы, эти деньги наверняка были бы большей частью разворованы или использованы не по назначению.
Словом, задачу реформирования ЖКХ нам предстоит решать в условиях острого дефицита бюджетных средств. А это значит, что ставку надо делать на привлечение инвестиций, частного бизнеса.
Нынешняя система финансирования ЖКХ создает почву для махинаций
- Но есть ли выход? Суммы-то вложений называют астрономические…
- Этими цифрами любят козырять противники реформы. Но во всем мире сфера коммунальных услуг считается одним из самых прибыльных и надежных рынков. Это - идеал любого капиталиста: спрос на его продукты и услуги (электричество, тепло, вода, канализация, вывоз мусора, ремонт зданий, уборка территории и так далее) абсолютно стабилен, и даже кризисы его не снижают, искать потребителя не надо - он всегда на месте. Впрочем, и интересы жителей имеют тройную защиту. Во-первых, тарифы устанавливает специальный государственный орган. Во-вторых, муниципальная власть часто имеет долю в таких предприятиях и всегда - подробнейший контракт. Ну и сам собственник жилья или объединение собственников (кондоминиумы) никогда не дадут себя в обиду. Так вот, если создать правильные условия для бизнеса, он придет в наше коммунальное хозяйство со всеми своими капиталами.
- А вот политики сетуют на население: дескать, люди наши с советских времен привыкли к баснословной дешевизне коммунальных услуг и не готовы платить за них полную рыночную цену. А значит, отмена субсидирования приведет к социальному недовольству...
- Эти разговоры продолжаются из года в год, и рост коммунальных тарифов уже сделал их бессмысленными. На самом деле главная проблема заключается в том, что наших чиновников и руководителей коммунальных предприятий (а они тоже, по сути, являются госчиновниками) полностью устраивает планово-убыточная система, которая обеспечивает им монополию на коммунальные услуги и полный контроль над огромными финансовыми потоками. Их доходы совершенно не зависят от эффективности работы: государство всегда покроет убытки из бюджета - это значит, из денег налогоплательщиков.
То есть мы оплачиваем коммунальные услуги дважды: один раз - по счетам от жэка, второй раз - из налогов. Кроме того, платит экономика. Ведь государство пытается покрыть убытки коммунального сектора за счет предприятий, для которых тарифы гораздо выше. Это, во-первых, снижает конкурентоспособность и эффективность украинской экономики, а значит, опять же, негативно отражается и на зарплате, и на рабочих местах, и на бюджете страны.
Все это создает дополнительные возможности для махинаций: коммунальщики часто перекидывают свою продукцию из жилого сектора в производственный и разницу кладут в карман. Вот пример. Сейчас средний уровень нормативных потерь в водоканалах - 40-50 процентов (испарение воды в водохранилищах, трубах, несанкционированный отбор воды). Это огромная цифра, несоизмеримая с потерями в сетях развитых стран: там они в полтора-два раза меньше. Такие потери фактически в полном объеме заложены в тариф (то есть потребители оплачивают, в том числе и украденную, и испарившуюся воду). По мнению экспертов, реальные потери в сетях гораздо меньше. Водоканалы могут продать два раза часть разницы в объемах потребленной и поставленной воды: излишки перенаправляют на активно развивающиеся коммерческие объекты, которые требуют большого количества воды, - автомойки, супермаркеты, заведения общепита, промышленные предприятия.
Порядок придет в отрасль вместе с частным капиталом
- То есть вы надеетесь на бизнес?
- Я серьезно изучал опыт наших соседей. Например, в Польше экономическая ситуация в начале девяностых была не намного лучше нашей нынешней. Зато государство имело стратегию реформы. Они начали со снижения субсидии и за пять лет полностью ликвидировали их. Общие субсидии, которыми в равной степени пользуются и те, кто ездит на дорогих автомобилях, и те, кому не хватает на самое необходимое, были признаны главным препятствием на пути реформы. Вместо них внедрили адресные социальные субсидии для бедных и соответствующий социальный фонд. Оказалось, что 65 процентов населения в таких субсидиях не нуждается, а муниципалитеты сэкономили до 50 процентов средств. В бюджетах появились деньги, которые можно было направить на продолжение реформы.
Кроме того, на отмену субсидий очень хорошо отреагировал бизнес. Он буквально ринулся в коммунальное хозяйство, все котельные и другие предприятия были скуплены вмиг. Тем более что государство учредило единый специальный орган, который устанавливает тарифы на коммунальные услуги. Была внедрена методология количественного тарифа, согласно которой определяется не сам тариф, а только его составляющие - в первую очередь рыночные цены на энергоносители.
Таким образом, была решена и проблема монополизма. Поставщик тепла вроде бы и является для своего района монополистом, но он действует по утвержденным государством тарифам. Кроме того, муниципальная власть, как правило, имеет долю в уставном фонде предприятия - она формируется из основных фондов, которые вносятся в него. А значит, у нее есть все возможности контролировать качество работы и вообще все процессы, которые в нем проходят.
Опыт соседей показал необходимость выработки долгосрочной национальной стратегии по реформе ЖКХ. Главными пунктами ее должны стать создание регуляторного органа, плана устранения субсидий, продвижение энергоэффективности, установление счетчиков и начисление платежей за реально потребленное тепло. И серьезная разъяснительная работа. Если люди не поймут, зачем им нужна реформа, то успеха не будет.