Репинские полотна, кроме сигнализации, охраняет грозный Султан

В столице из-за сокращений в бюджете под охраной остались только самые крупные музеи. Мы выясняли, как охраняют культурное достояние в харьковских музеях

За историческим музеем надзирают видеокамеры

За историческим музеем надзирают видеокамеры

До самых крупных хранилищ нашего города бюджетная беда еще не докатилась. Сейчас денег на охрану хватает, сообщила замдиректора Харьковского исторического музея Ольга Сошникова.

- Пока о сокращении бюджета нам не сообщали, музей живет в нормальном ритме. Но если предположить, что денег на охрану не будет, экспонаты и фонды будут защищены. У нас случайных сотрудников нет, за невысокую зарплату (около 800 грн) работают только энтузиасты. Поэтому когда в начале 1990-х у нас убрали милицию, коллектив по очереди дежурил и охранял экспонаты, - вспоминает Ольга Сошникова.

Сегодня за историческими ценностями в зале присматривают видеокамеры, а к старинному оружию и драгоценностям подключена точечная сигнализация. Действуют в музее и два поста милиции, но тщательнее всего берегут хранилища: сложная система сигнализации, несколько металлических дверей... Как в тюрьме, шутят музейщики.

Псу за сохраненные картины дали сахарную косточку

Музей эстрадной дивы Клавдии Шульженко, где хранятся ее личные вещи, тревожной кнопкой и охраной еще не обзавелся - денег нет, вздыхает его директор Елена Гроссу. Но поклонники исполнительницы - люди воспитанные, поэтому пока краж не случалось.

Репинские полотна в Чугуеве охраняют сегодня, как никогда: и кнопки в ходу, и милиция на постах, и сигнализация по всей усадьбе художника. Но надеяться на одних сторожей - опрометчиво, все-таки человеческий фактор может и подвести, уверена директор музея Репина Светлана Бучастая. Если уйдет профессиональная охрана, картины останутся незащищенными. Зато грозный пес Султан, поднявший лай в 2003 году, когда пытались обчистить музей, сегодня в почете. А за отвоеванные картины даже сахарную косточку получил.

В музее природы ХНУ самое ценное (уникальное собрание минералов и редчайшее - скелетов экзотических и исчезнувших животных) в помещении, а не на улице, успокаивает его глава Ростислав Лунячек. Коллекцию, которой больше 200 лет, ежедневно сторожат два вузовских охранника, есть в музее и тревожная кнопка. А байка про каменных половецких баб у входа, которых кто-то умакнул из музея в личную резиденцию - с изрядной бородой, усмехнулся Лунячек.

- Это случилось больше 30 лет назад. А вот 15 лет тому к нам приехал милиционер из Змиевского района и попросил опознать на сельском огороде каменных баб. Скульптуры оказались подлинными, но музею они не принадлежали, просто житель села перевез их из степи к себе, - рассказал «Комсомолке» Лунячек.

Кстати

После попытки вооруженного ограбления в Пархомовке (двухлетней давности) уникальные картины стерегут еще тщательней, заверила заведующая музеем Елена Семенченко. После громкой попытки ограбления правоохранители действительно много общались с музейщиками, но с мертвой точки дело практически не сдвинулось, сообщает наш источник в ГСО. Сегодня милиция стережет исторический, художественный, пархомовский и сковородиновский музеи, тревожная кнопка есть еще в десяти учреждениях. Остальных от грабителей берегут сотрудники да Всевышний.