Вот и выборы прошли настолько спокойно, что «рокового дня» никто толком и не заметил. И поневоле закрадывается подозрение: потому у немцев так хороши сосиски и машины, дороги и дома, высок уровень образованности и медицинского обслуживания, что они не тратят силы на псевдодемократические публичные выбрыки...
НЕ ДОБЕЖИМ, ТАК ХОТЬ СОГРЕЕМСЯ?
Впрочем, цель этих заметок - не восхищение порядками в стране «устоявшейся демократии», а стремление еще раз привлечь внимание к тем нашим бедам, которые лишают страну нормальной сытости сегодня и надежд на лучшее будущее. Едва ли не главная из бед - системное мифотворчество высших представителей центральной власти, направленное на системную же дискредитацию демократических принципов в Украине с подготовкой базиса, необходимого для возникновения как минимум авторитарного режима. Причем налицо явное разделение обязанностей. В экономическом секторе компрометацией с явным успехом занимается наш премьер-министр, собственным безответственным популизмом уже приведшая державу в наглухо захлопнувшуюся ловушку бездумного увеличения внешнего долга. Чем, кто и как будет погашать те «субсидии», что сегодня получаются от МВФ и откровенно дерибанятся между своими (до реальной экономики ни копейки ж не дошло, потому она и не торопится «оживать»), - вопросы без ответа. И сегодня - потому что отвечать никто не хочет, и завтра - потому что Юлия Владимировна надеется: после президентских выборов с нее спрашивать будет некому!
А в политической плоскости «труды» по дискредитации демократии взял на себя сам президент, второй месяц поражающий весь мир своими шатаниями вокруг нашей многострадальной Конституции. Нет смысла детально анализировать все тонкости документа, якобы вынесенного на народный референдум. Его суть четко определил лично Виктор Андреевич, обронивший: «Я призываю каждого украинца: если вы хотите передать Украину своим детям, убежден, ваш гражданский долг - сегодня стать возле президента...» Чем, собственно, он и признал: его интересуют исключительно выборы, а Конституция - только предлог. Это, кстати, на второй день после заявления главы державы счел нужным отметить даже его недавний «соратник по Майдану».
Именно потому, кстати, и позволяю себе утверждать, что проект «якобы» вынесен на всенародный референдум. Рейтинг главы государства - в рамках статистической погрешности при всех «наворотах» придворных социологов. И при этом серьезно рассматривать предложения по установлению фактически диктаторских полномочий президента, выписанных Виктором Ющенко практически под себя?! Это отмечено уже всеми, кто брался анализировать анонсированное им: роль парламента, Кабмина, общественных организаций и политических партий сводится к нулю требованиями передать исключительно в президентские (читай - ющенковские?!) руки возможность распускать-отменять-назначать-увольнять-награждать-не миловать все, всех и вся. Естественно, без отчета, без пригляда и даже без серьезной критики. Кто ж отчается противоречить «национальному папаше», сосредоточившему в своих руках не только все бразды правления, но и большой кнут с малым пряником?
Стоит взглянуть только на статью 78 проекта Конституции, суть которой: изменить в стране что-то вопреки воле президента может только референдум, который назначается президентом… Есть, правда, оговорка: «референдум назначается еще и сенатом», которую серьезно воспринимать нельзя. Сенат-то назначается президентом и «раззначается» - тоже...
КОЕ-ЧТО МЕНЯЕТСЯ
Признаем, что Конституция - это общественный договор о том, как самым наилучшим образом, учитывая общественно-политические реалии, организовать обеспечение основополагающих прав человека, систему функционирования власти, распределения властных полномочий... Но даже к самым далеким от политики гражданам уже пришло осознание: никакая Конституция не будет действовать, если у власти люди, которые считают, что придерживаться можно лишь тех конституционных положений, которые выгодны. И вот ведь что примечательно: «широкие» народные массы, даже принуждаемые представителями исполнительной власти на местах, категорически отказываются принимать участие в «обсуждении новаций». Скрывать нечего: такие акции при Леониде Кучме тоже были изрядно заформализованы, но, пусть и крохотная, искорка «народотворчества» в них все-таки теплилась.
Понимание этой ситуации доходит постепенно до самого автора изменений в Конституцию - президента Ющенко, обволакивая его этаким негативным фатализмом. Во-первых, деятельности со стороны этого политического субъекта вовсе никакой. Во-вторых, даже в высказываниях - страх и форменная безнадега: изменения в Конституцию не будут внесены до президентских выборов, но «каждая политическая сила или каждый лидер, который имеет претензии на лидерство этой нации, должен заявить, сформировать свою доктрину...» Мол, если нация проиграет публичную дискуссию о внесении изменений в Конституцию и она не будет доведена до финала, то «эта нация потеряет перспективу своего демократического будущего».
БУДЕМ СКОЛЬЗИТЬ МЕЖДУ...?
Теоретически мне, многолетнему непримиримому оппоненту не только лично Виктора Ющенко, но и всех представителей разделяемой им идеологии, тут бы с довольным видом потереть руки: все хорошо, что хорошо заканчивается!
Но отчего ж тогда на душе неспокойно? Наверное, от понимания: Ющенко не формирует своих устремлений не потому, что осознал порочность своих желаний и своего курса для всей Украины в целом, а от понимания - в стране нет силы, на которую можно было бы опереться в реформе. Мы дошли до той точки, где никто никому не верит, не собирается помогать и уж тем более «давать авансы на будущее». Хотим мы того или нет, но страна стремительными темпами скатывается к классическому определению революционной ситуации, данному нелюбимым Владимиром Лениным (от этого написанное им не становится менее правильным!): верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому...
Мы так активно углубились во все перипетии наших многочисленных избирательных кампаний, что совершенно забыли главное: выборы главы державы, например, есть не самоцель, а средство развития общества. И на следующий день после новой инаугурации солнце над Украиной точно взойдет, и миллионам ее граждан есть будет хотеться с той же силой, что и за два дня или неделю до этого.
Кто-то, характеризуя условия Октябрьской революции, хорошо сказал: стало настолько горше, что свобода превратилась во вседозволенность, вседозволенность - в безнаказанность, а безнаказанность - в анархию и кровь. Нет ли осознания, что описанный процесс - словно из нашей жизни, где массовое недовольство уже выражается в четком разграничении людей мира на «своих» и «чужих» и уже - пусть пока виртуальном! - размещении всех и каждого по разные стороны не существующих еще, но уже предполагаемых баррикад. Создаются они, кстати, не по территориальному - восток - запад, юг - север, не по языковому и уж тем более не по национальному признаку. А в первую очередь - по признаку имущественному, который и является основой для теории классовой борьбы.
И не стоит наивно полагать, что насильственные перемены, если они затеются, будут осуществлены руками и в интересах «среднего класса». Он только-только начал было зарождаться в Украине благодаря той стабильности, которую создало первое правительство Виктора Януковича, сумевшее дать толчок развитию национальной экономики. Но его сегодня если уже окончательно не выморили, то усиленно вымаривают банковскими аферами (где порядочный человек хранит накопленное своим трудом?), играми с валютой, внешними кабальными заимствованиями... Если доведем до края - ударной силой будет люмпен - сиречь деклассированный элемент, ничего в этой жизни не имеющий и ничего не желающий, кроме осуществления заветной мечты - порезвиться под лозунгами «Грабь награбленное!».
ПОКА НЕ ПОЗДНО
Председатель Государственного совета царской России Щегловитов весьма образно характеризовал ситуацию февраля 1917-го: на одном полюсе собрались паралитики власти, а на другом - эпилептики революции. Такие же «паралитики» сегодня судорожно решают вопрос: что лучше - прихватив уже нахапанное, рвануть под чье-то крылышко, вывозя коллекции антиквариата самолетами, или пойти на разрыв страны, чтобы хотя бы таким образом обеспечить себя дальнейшей властью и доходами?
Так что ждет нас? Если попытаемся законсервировать ситуацию в надежде, что как-нибудь рассосется, то неминуем конец «проекта Украина», разрушение страны. Потому что обнищания, подстегиваемого растущей коррупцией, основанной на страхе «завтра все может закончиться - бери сейчас!», не остановить. Следовательно, не остановить и люмпенов, которые станут игрушкой в руках новых «фюреров», не боящихся крови. Если же решаться на реформы - то искать силу, на которую можно опереться.
А таких сил две. Первую опробовали предки, писавшие чужим князьям, что «земля наша богата, но порядку в ней нет - придите и владейте нами». Вторая - опереться на собственное народовластие, потому что в одиночку никакой герой с нашими «авгиевыми конюшнями» не справится.
Только осознание подавляющим большинством граждан Украины своего реального участия во власти, возможности и необходимости навести порядок во дворе, в городе, в стране способно вернуть Украине осознание главенства закона, успокоить людей, дать им еще один шанс. Сделать это можно не очередными бестолковыми выборами на основе полностью скомпрометировавшего себя старого законодательства, а принципиально по-новому. В первую очередь - с учетом интересов не Киева и его «небожителей», а регионов. Они должны реально получить возможность путем изменения бюджетной политики распоряжаться средствами, что зарабатываются непосредственно территориями и просто обязаны принадлежать местной громаде.
Киев боится кланов, но о каком страхе перед кланами, перед регионами, которые станут чьими-то вотчинами, может идти речь, когда, по существу, это уже случилось? Сегодня Украина - страна кланов, покрывающаяся именно вотчинами. «Дело Лозинского» не исключение, а, скорее, правило, тоже основанное на пренебрежении к закону.
Так признаем еще раз: самая главная гарантия стабильности - это уважение к закону. Не только теми, для кого он пишется, но и теми, кто его пишет. И если уж позавидовали Германии с ее сосисками и автобанами, с ее средними заработками и средней продолжительностью благополучной во всех отношениях жизни (нам до всего этого, как до Киева... гм, да!), так давайте вспомним еще и то, что страна эта - федеративная. И народу там никто не указывает, потому что указывать кому-то может только сам народ, готовый отстаивать свои свободы. Ибо от несвобод он уже натерпелся. Не потому ли и чиновники там стараются не баловать? И уж точно боятся себя показать что паралитиками, что эпилептиками.
Потому как себе дороже будет…