Одесский НПЗ «ЛУКОЙЛ»: «Мы будем судиться!»

Чтобы избежать колоссальных убытков от простоя собственных мощностей, завод намерен начать тяжбу с Укртранснафтой

Директор предприятия Алексей Коваленко: – Разве можно повернуть нефтяную реку вспять?

С чего все началось?
– Мы готовим к украинской стороне иск в связи с изменением маршрута поставок нефти на НПЗ, – заявил на пресс-конференции генеральный директор предприятия Алексей Коваленко. – Тарифы по новому маршруту Броды – Одесса составляют 5,5 доллара за тонну, что на 0,18 доллара ниже прежних – через Кременчуг. В то же время с учетом изменения транзита по территории России и Беларуси, совокупная стоимость доставки одной тонны превышает 6 долларов. Поскольку предприятию, перерабатывающему ежемесячно 200-240 тысяч тонн сырья, необходима предоплата в размере 115 миллионов долларов, повышение тарифов влечет необходимость дополнительных расходов в размере более 1 миллиона долларов в месяц.
Напомним, проблемы у Одесского НПЗ возникли в начале текущего месяца. 2 октября руководство ЛУКОЙЛа приняло решение остановить производство на Одесском НПЗ.
– Это вынужденное решение вызвано действиями украинской компании ОАО «Укртранснафта», которая с 1 октября 2009 года перестала прокачивать нефть по маршруту Лисичанск – Кременчуг – Одесский НПЗ, – пояснило руководство.
Госоператор магистральных нефтепроводов Укртранснафта изменил траекторию транспортировки сырья на предприятие. Новый транзит ЛУКОЙЛу оказался невыгодным.
– Предложенные ОАО «Укртранснафта» альтернативные маршруты поставок нефти на Одесский НПЗ, по расчетам специалистов ЛУКОЙЛа, значительно удорожают стоимость сырья и приводят предприятие к убыточности. Так, например, предложенный маршрут граница Беларусь – Броды – Одесса увеличивает транспортные расходы на $5,7 за тонну. Кроме этого, АК «Транснефть» не имеет технической возможности обеспечить поставки нефти на Одесский НПЗ по другим маршрутам в октябре текущего года. Таким образом, ЛУКОЙЛ вынужден на неопределенный срок остановить предприятие и прекратить выпуск нефтепродуктов.

Месяц убытков
– Один месяц простоя обходится нашему заводу в 3,5 млн. долларов США, – аргументировал генеральный директор Алексей Коваленко. – Мы будем добиваться компенсации убытков. Ведь если в ближайшее время мы не возобновим работу завода, нам придется законсервировать оборудование и отправить в вынужденный отпуск за свой счет весь рабочий коллектив. А это более 570 человек. Помимо этого, мы прекратим платить налоги в областной и государственный бюджеты и отменим медицинские и социальные пакеты.

Повернули реку вспять
Изменение маршрута директор завода считает «абсолютно необдуманным экономическим и политическим ходом». Действия поставщика нефти он объяснил желанием перекинуть основные производственные мощности на крупнейшего производителя топлива в стране – Кременчугский НПЗ.
– С одной стороны, цель понятна – загрузить государственный Кременчугский НПЗ. И здесь аргументов «против» найти сложно. Этот завод закрывает сегодня все потребности государства и обеспечивает энергетическую безопасность страны. Вопрос в том, как решить это современными методами.
Нельзя ведь за один месяц вспять повернуть нефтяную реку! – подчеркнул Алексей Коваленко.

Чем сердце успокоится?
Планы руководства завода весьма оптимистичны, хотя нотки пессимизма тоже есть.
– Сегодня ЛУКОЙЛ – структура государственная. Наши представительства находятся в 46 странах мира. А значит вопрос закрытия завода – дело государственной важности. Если вопрос не решится – завод будет стоять до конца года. Но мы намерены
возобновить производство уже в течение месяца! – подытожил генеральный директор.

Кстати
Мощности Одесского НПЗ позволяют перерабатывать до 2,8 миллиона тонн нефти ежегодно. С июля 2005 года по март 2008 года завод находился на широкомасштабной модернизации, что позволило увеличить глубину нефтепереработки с 56% до 78%. Модернизация завода позволила выпускать бензин по стандарту Евро-3, дизельное топливо – по стандарту Евро-4. С 2000 года завод принадлежит российской нефтяной компании ЛУКОЙЛ. В 2008 году предприятие поставило на внутренний рынок 36% своей продукции (более 700 тысяч тонн), на внешний – 64% (свыше 1 200 000 тонн). В нынешнем году за 9 месяцев было экспортировано 774 тысячи тонн, на внутренний – 770 тысяч тонн. АЗС у ЛУКОЙЛа – 271, т.е. его доля рынка составляет 4-4,5%.