«У МЕНЯ ГАИШНИКИ ПОПАДАЮТ В X ВЕК»
- Александр, вы прославились в народе своими «Особенностями...» - национальной охоты, рыбалки... А когда ждать следующий фильм из этой серии?
- Мне это уже неинтересно делать. Ну сколько можно? Да, у меня накопилась куча сюжетов, начинающихся со слов: «Однажды к Кузьмичу на кордон...» Но я и «Особенности охоты в зимний период» по большому счету снимать не собирался, просто выбрал первый попавшийся сюжет из этой кучи и поставил для Первого канала драконовские условия: долби-диджитал звук, пленка 35 миллиметров и так далее. Думал, не выполнят. А они взяли и все сделали. Поэтому, чтобы не потерять лицо, я снял это кино. Но если я снова возьмусь за этот проект, то он будет здорово отличаться от прежних «Особенностей...», потому что меняются время, персонажи и мое восприятие мира и людей.
- А какими вы сегодня видите людей?
- Ну глобально-то человек не меняется. Отберите у нас мобильный телефон, лишите Интернета, возможности получать информацию, и мы проиграем даже дремучим дикарям. У меня сценарий такой есть. Называется «Варвары». Как два гаишника случайно попадают в X век нашей эры. И когда они лишаются своего оружия, то получается, что их способность к выживанию ничтожна по сравнению с людьми того времени.
Фильм «Кукушка» с двумя мужчинами-солдатами и женщиной-саамкой раскрывает нам смысл жизни! |
«СЕЙЧАС НЕ СТЫДНО БЫТЬ НАГЛЫМ»
- Да уж, с появлением такого множества техники искусство полезло буквально из каждой «мыльницы», им теперь занимаются все подряд.
- Это не искусство, а фаст-фуд, не надо путать. А кино - это вообще коммерческий вид деятельности, и от этого никуда не деться. Но массовые вещи раньше стремились приблизиться к высоким образцам. А сейчас не стыдно быть наглым и нарочно глупым. Можно подсматривать в замочную скважину и не стесняться. Все это привили потребителю. Я сейчас кощунственную вещь скажу: рабовладельческое или феодальное общество ничуть не отличается от нашего времени. Или наоборот.
- Всего-то?! Я думаю, наше время хуже - мы окончательно согласились стать обществом потребления.
- Но оно же такое удобное! И фильмы для него должны быть легкоусвояемыми. В кинопрокате боятся чего-то нового, поэтому все кругом кричат о кризисе идей. А у меня вот их масса, но они не востребованы. Чтобы снять прокатное кино, надо подстраиваться под зрителя, которого, опять же, вырастил прокатчик. А я этого не умею. Прокатчика же не интересует киноискусство, его интересует получение прибыли. Гитлер как-то высказался: мол, славянские народы после их порабощения нужно лишить письменности, возможности узнавать что-то через чтение. И давать информацию только через радио, в нужной форме и с нужными акцентами. Сегодня роль такого радио может выполнять кино, телевидение.
- Вот Гитлер на славянах шею себе и свернул. Мы и сейчас никому не дадимся. Кто ищет, тот всегда найдет - и книжку хорошую, и кино. А я сейчас задам вам вопрос, за который вообще-то канделябром бьют: в чем смысл жизни?
- Ха! Вопрос-то нормальный, только на него как ни ответь, все равно глупо получится. Человек живет ради продолжения своего рода. Это главное. Когда мы снимали «Кукушку», Анни-Кристина никак не могла понять, почему ее героиня сначала вступает в близкие отношения с Вилле, а потом - с персонажем Бычкова. Я ей объяснял: представь, ты абсолютно одна, оторвана от мира, а тут забрели двое мужчин, и у тебя есть возможность продолжения рода человеческого! Генетика же утверждает, что существовала праматерь всего человечества. Вот так и в фильме. Это можно сделать очень красиво.
- Хорошо. Про род и праматерь я поняла. А как вы живете, кто рядом с вами?
- У меня двое взрослых сыновей и жена. Ну и работа. Может, скоро сниму несколько серий «Литейного, 4». Я уже придумал для него оригинальный сюжет. Лишь бы руководство не испугалось политического скандала. Там будет воссоздана модель реального государственного конфликта. Дальше не скажу - коммерческая тайна.