Николай Азаров: «Повышение зарплат и пенсий в кризис не убьет экономику, а, наоборот, оживит ее»

Министр финансов оппозиционного Кабинета министров рассказал «КП», какие у него имеются претензии к бюджету правительства, почему Партия регионов не уступает, продолжая требовать повышения социальных выплат, и состоятся ли президентские выборы, если Верховная Рада так и не примет бюджет–2010.

Министр финансов оппозиционного Кабинета министров рассказал «КП», какие у него имеются претензии к бюджету правительства, почему Партия регионов не уступает, продолжая требовать повышения социальных выплат, и состоятся ли президентские выборы, если Верховная Рада так и не примет бюджет–2010.

«САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН – РЕАЛИСТИЧНЫЙ»

- Николай Янович, Партия регионов не намерена поддерживать тот вариант правительственного проекта бюджета, который направлен в Раду в сентябре. Виктор Янукович недавно заявил, что он построен на нереалистичный прогнозах бюджетного дефицита (3,97 процента), инфляции (9,7 процента), доходов... А какие показатели соответствуют действительности, по вашему мнению?

- Действительность такова, что бюджет текущего 2009 года по доходам не будет выполнен на 40 миллиардов гривен. Правительство же по сравнению с таким фактическим результатом 2009 года предлагает увеличить доходы на 65 миллиардов гривен, то есть на 42 процента. Даже не вдаваясь в сложные расчеты, пользуясь только здравым смыслом, можно сказать, что такого увеличения доходов не будет, все 65 миллиардов составят дефицит бюджета, то есть он будет около 10 процентов.

Здравый смысл говорит, что невозможно увеличить поступление доходов в стране, где половина машиностроения остановлена, более чем вдвое сократилось строительство, более трети мощностей нефтехимии и транспорта простаивает.

Уже сейчас значительная часть средств, поступающих в бюджет, одолжена - налогоплательщиков заставляют платить наперед. Но если пересчитать предложенное на 2010 год налоговое давление на предприятия, то получится фантастическая сумма - в бюджет хотят собрать до 60 процентов средств налогоплательщиков. Такого не позволяли себе даже самые благополучные страны в самые хорошие времена! А в нашей действительности это будет означать, что остановится вся экономика вообще. Получается, люди не знают, как выжить, потому что зарплаты и пенсии не повышают, предприятия не знают, как работать, потому что раскручивается инфляция и падение курса гривны, что сегодня уже составляет 83 процента. У страны пропало самое главное - уверенность в завтрашнем дне.

- Какие еще изъяны в предложенном на рассмотрение документе видите вы?

- Так нет же документа! По-латински documentum - это доказательство, свидетельство. То есть что-то, основанное на действительных фактах. А нам предлагают расчеты, основанные на прогнозах, пропитанных ну просто сказочным оптимизмом, мягко говоря. Эти прогнозы нереалистичны, неисполнимы. 

По проекту бюджета государственный долг в конце 2010 года составит 348,8 миллиарда гривен, а если с государственными гарантиями - 483 миллиарда. Это значит, что каждый гражданин Украины будет должен 7,5-10,5 тысячи гривен. Наши специалисты посчитали, что уже и в нынешнем году из внешних источников Украина занимала со скоростью 500 долларов в секунду. Кто-то из граждан заметил этот бурный денежный поток?

- Хорошо, прорехи в правительственном варианте бюджета существуют. Впрочем, еще ни разу, насколько я помню, бюджет на будущий год не одобряли единогласно. Вопрос в том, можно ли с учетом экономического кризиса, спада производства, роста инфляции предложить лучший бюджет?

- Лучший бюджет - это реалистичный бюджет. И только такой нужно во время кризиса предлагать. Потому что бюджет - это главный инструмент выхода из кризиса. Только бюджетом правительство может регулировать оживление и развитие экономики. Только реалистичным бюджетом власть может убедить предпринимателей, производителей, что они могут стабильно планировать свою работу, правильно рассчитывать свои издержки и цену на свой товар или услуги. А сейчас вы спросили: а какой будет реальная инфляция в следующем году? А каким будет курс гривны? Нет ответа от правительства - значит, предприятия либо будут останавливаться, не зная, что заложить в издержки, либо в свои цены «накрутят с запасом» и инфляцию, и обвал гривны.

Регионалы говорят, что не перестанут блокировать работу Рады, пока коалиция не согласится заложить в бюджет пенсии и зарплаты.

«МЫ ЗА ПРАВИТЕЛЬСТВО РАСЧИТАЛИ ДОХОДНУЮ БАЗУ И РАСХОДЫ»

- Разработала ли Партия регионов, теневой Кабинет министров свой собственный вариант бюджета на будущий год? В чем существенные отличия между ним и вариантом правительства?

- У нас достаточно специалистов из различных отраслей, и они могут создать самый правильный для кризисной ситуации бюджет. Но ведь главное - его выполнить. А для этого есть условие - на место нынешнего правительства должны прийти профессионалы.

Отличие в том, что мы предлагаем обществу диаметрально противоположный подход к проектированию очень сложного, считайте, судьбоносного бюджета на 2010 год. Прежде всего надо заложить справедливую социальную защиту людей: повысить зарплаты, пенсии, стипендии, социальную помощь. Ресурсы на это есть...

- Говорят, что это убьет экономику в кризис - платить-то не из чего…

- Повышение зарплат и пенсий в кризис не убьет экономику, а, наоборот, оживит ее. У людей появятся деньги, повысится спрос - и спрос станет двигателем производства, ориентированного на внутренний рынок. И это лишь один из аспектов. Нужно вложить в бюджет масштабные инфраструктурные проекты, вкладывать в восстановление и модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, развитие медицины, образования, индустрии отдыха и туризма. И на это ресурсы в стране есть, они уже за год обернутся дополнительными доходами. Ну и урезать до минимума административные затраты государства.

Кстати, в поданном нами законопроекте мы даже за правительство выполнили расчеты необходимой доходной базы и расходов. В свою очередь повышение пенсий и зарплат создаст дополнительный платежеспособный спрос на продукцию отечественных предприятий, пополнит бюджет поступлениями подоходного налога. Понимаете, в проблеме повышения социальных стандартов, как в фокусе, сошлись факторы экономические, социальные и моральные, если хотите. Поэтому мы так твердо отстаиваем свою позицию.

- И все-таки, допустим, у правительства другое видение подхода к оживлению экономики. Оно рассчитывает на рост экспорта и уже потом намерено развивать социальную сферу. Почему нужно блокировать парламент, а не попытаться добиться компромисса с властью? В итоге ведь не удается принять ни оппозиционный, ни правительственный варианты бюджета. А что же будет со страной?

- Правительство отказывается посмотреть на проблему с единственно правильной точки зрения: как людям выжить на доходы, которые меньше прожиточного минимума? Это физически невозможно. А сейчас людям предлагается, невзирая на рост цен и тарифов, невзирая на обесценивание гривны, 16 месяцев выживать на такие деньги - потому что прожиточный минимум в конце 2010 года запланирован такой же, каким был фактически в июне нынешнего года. Напомню, что прожиточный минимум - это фактически размер единственного дохода для миллионов самых обездоленных людей: пенсионеров, инвалидов, детей-сирот. Им говорят: продержитесь 16 месяцев как-нибудь. Будто бы страну из кризиса собираются выводить без населения.

Мы требуем прекратить эту политику и немедленно повысить зарплаты и пенсии. Деньги на это есть.

«РЕГИОНАМ ДЕНЬГИ ДАЛИ ПРОСТО ПОДЕРЖАТЬ В РУКАХ»

- Одним из ноу-хау предложенного бюджета правительство считает предоставление большой финансовой самостоятельности регионам страны, местным бюджетам. В 2004 году Виктор Янукович, выдвигая свою кандидатуру в президенты, говорил о том же - о финансовой самостоятельности регионов… Считаете ли вы заложенный в бюджете механизм совершенным? Чем он отличается от аналогичной идеи, предлагавшейся ПР?

- У нас были не только идея, но и действия. Мы долю местных бюджетов в сводном бюджете страны довели до 54 процентов. Раньше она никогда не превышала 40 процентов. И главное то, что наши бюджеты выполнялись, причем в автоматическом режиме, на основе бюджетной росписи. Все бюджеты от сельского до центрального точно знали, сколько, когда и на что получат денег. Поэтому могли ритмично работать, была уверенность в завтрашнем дне. А правительство расширило местные бюджеты до количества 11 тысяч. Но как их финансировать?

Распоряжением предлагается передать им часть функций и полномочий, которые до этого осуществляло государство. Например, финансирование профессионально-технического образования. Но, скажите, будет местный бюджет содержать училище, готовящее рабочих для других областей, районов? Зачем оно ему? То есть правительство попросту сваливает на местные власти созданные им проблемы и ответственность за то, что проблемы усугубятся.

Второй ход - забрать часть доходов из районных и областных бюджетов и передать их ниже. А что из этого получится? Например, есть в областном центре ожоговый центр. Ему финансирования не будет хватать. Но и в селе, куда передали деньги, пострадавшему ведь не помогут… На самом деле селяне должны понять, что деньги им дают только «подержать»: если сельсовет хочет, чтобы его жителей лечили в районной, областной больнице, туда нужно будет перечислить полученные деньги. А если их разбазарить, лечить будет просто некому.

- Вы можете оценить вероятность того, что Партия регионов все-таки проголосует за предложенный правительством проект бюджета? Какие доработки в таком случае потребуются в обязательном порядке?

- Потребуется кардинальная переработка бюджета на тех принципах, которые я назвал.

- Может ли непринятие бюджета на 2010 год привести к срыву президентских выборов?

- Нет. На такие случаи существует специальный фонд государственного бюджета и прецедент финансирования не предусмотренного бюджетом третьего тура выборов в 2004 году. 

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Об Азарове писали: «Обижается, когда его вспоминают, что он по специальности геолог. Однако карьерная поступь Николая Яновича чем-то напоминает бурение грунта - точность, методичность и педантичность, с которыми он осваивает политические «скважины», захватывает.

Николай АЗАРОВ родился в 1947 году в Калуге. Окончил МГУ, работал главным инженером шахты «Тулауголь», затем (с 1976-го) - в Подмосковном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте. С 1984 по 1995 год - замдиректора, потом директор Украинского государственного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института горной геологии, геомеханики и маркшейдерского дела. Был народным депутатом второго созыва Верховной Рады, возглавлял Бюджетный комитет.

В 1993–1994 годах Азаров был исполняющим обязанности председателя Партии труда. С ноября 2000 года - член президиума Партии регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины». 5 марта 2001 года возглавил Партию регионов, а через полгода подал в отставку с этой должности. В апреле 2003 года на 5-м съезде Партии регионов Николай Азаров был избран председателем политсовета партии.

С октября 1996 года - председатель Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ).

В октябре 2002 года депутатской фракцией «Европейский выбор» выдвигался кандидатом в премьер-министры. 25 ноября того же года назначен первым вице-премьер-министром и министром финансов в правительстве Януковича. Ушел в отставку 5 января 2005 года.

На парламентских выборах 2006 года баллотировался в Верховную Раду по списку Партии регионов (№12). 4 августа 2006 года назначен Верховной Радой Украины первым вице-премьер-министром, министром финансов.

На парламентских выборах 2007 года Азаров баллотировался по списку Партии регионов (№6).

В 2007 году в рейтинге журнала «Фокус» «200 самых влиятельных украинцев» занял 30-е место.

На выборах 2007 года депутатский мандат получил по списку Партии регионов (№6).

Председатель Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности.

В настоящее время - один из лидеров Партии регионов. Член теневого (оппозиционного) Кабинета министров.