Почему так сильно отличаются цены на один и тот же препарат в разных аптеках? И почему некоторые препараты теперь можно достать только через Интернет по баснословным ценам? На эти вопросы мы попытались найти ответы за круглым столом, который прошел в редакции «Комсомольской правды» в Украине».
ДЕПУТАТЫ: «ЦЕНЫ РАСТУТ ИЗ-ЗА ПОБОРОВ»
Татьяна Бахтеева: - Сегодня мы получаем массу обращений от фармацевтических предприятий и простых граждан. Цены растут, аптеки закрываются, качество некоторых лекарств порой сомнительно. А причина - в поборах, которые должны уплатить фармацевты при регистрации препаратов. Это огромные суммы. За проведение экспертизы раньше платили три тысячи гривен, а теперь - 17. И эти деньги не идут в казну или на укрепление лабораторий.
Юрий Гайдаев: - Начнем с того, что в этом месяце исполняется ровно год, как была создана инспекция по контролю за качеством лекарств. Она решила заменить все до того существовавшие службы. Что же произошло с этим нововведением? Началась неразбериха в оформлении препаратов, в выдаче разрешений. Лицензии получить никто не мог, зарегистрировать препарат - тоже, аптеки начали закрываться. На мой взгляд, вновь созданная государственная инспекция занимается чисто коммерческой деятельностью. Подтверждение сертификата сегодня стоит 150 тыс. грн. Где их взять? Конечно, эти деньги закладываются в себестоимость лекарства.
- Раньше государство тратило на содержание подобной структуры 2 млн грн. Теперь - 52 млн грн. При этом созданная организация в лице ее различных госпредприятий и сама зарабатывает, собирая с субъектов рынка около 10% от стоимости всех медикаментов. То есть если вы сегодня покупаете препарат за 100 грн., знайте, что 10 грн. - это поборы.
ГОСИНСПЕКЦИЯ: «МЫ НА СТОИМОСТЬ НЕ ВЛИЯЕМ»
Константин Косяченко:
- У меня сложилось впечатление, что мировой кризис тоже произошел из-за создания нашей структуры. Хочу пояснить. Когда создавалась инспекция, изначально предполагалось, что в ее функции будут входить и регистрация, и контроль, и лицензирование, что соответствует европейским стандартам. Но потом решили, что инспекция займется только контролем качества лекарств. Тут прозвучали цифры - 2 и 52 млн гривен. Сейчас, чтобы привести все в соответствие с законодательством, нашу деятельность финансируют из бюджета - поэтому так изменилась цифра. Вот почему за проведение контроля деньги не берутся, наоборот, государство само платит за анализы.
Что касается роста цен. Я не считаю, что нужно связывать это с созданием госинспекции. За цены отвечает Министерство экономики.
Татьяна Бахтеева: - В то же время сегодня многие украинцы за непомерные деньги с трудом достают препарат, который раньше был в продаже. Сейчас значительно сократился ассортимент медпрепаратов. Некоторые даже не зарегистрированы в Украине. При этом они массово продаются через Интернет. Куда же смотрит госинспекция?
Константин Косяченко: - Есть две формы доступности лекарств: экономическая и физическая. Физическая достигается наличием в аптеках, а экономическая - компенсацией стоимости лекарств. По крайней мере так происходит в большинстве стран мира. Сегодня разработано постановление Кабмина по регулированию цен. Хочу сразу отметить: оно не уменьшит цены, оно может остановить их необоснованный рост. Снизить же стоимость лекарств может только принятие соответствующих законов.
Юрий Савко: - Если говорить о системе компенсирования затрат на лечение, это неотъемлемая часть социального медицинского страхования. В Украине его нет. Поэтому я хочу сразу предупредить: если начать регулировать цены на безрецептурные препараты, это может стать серьезным шоком для рынка. Мы, фармацевты, считаем, что рано вводить регистрацию цен как дополнительный регуляторный акт, его нужно внедрять в комплексе с реформированием украинской медицины.
В УКРАИНЕ ВСЕГО 1% ФАЛЬСИФИКАТА?!
Одна из претензий, которую депутаты и фармацевты предъявляют инспекции, это невыполнение прямых обязанностей. В украинском фармацевтическом рынке масса фальсификата, утверждают политики. В то же время официальные цифры, наоборот, слишком радужные.
Любовь Вишневская: - В нашей стране ежегодно выявляется фальсифицированных препаратов 0,2-0,4%. Во всех развитых странах данный процент составляет 4-6%. Это говорит лишь об отсутствии соответствующего контроля.
Константин Косяченко: - По официальной статистике, у нас выявляют приблизительно 1% фальсификата. Почему такая цифра? Потому что система по определению качества лекарств в Украине - одна из самых лучших. В Африке, к примеру, выявляют до 30% фальсифицированных препаратов. К слову, в октябре у нас пройдет заседание межгосударственной комиссии по вопросам стандартизации и сертификации лекарств. Все страны СНГ приедут посмотреть, как мы работаем.
Татьяна Бахтеева: - Мы на днях с нардепами посетили одну из государственных лабораторий по контролю качества. Я просто в ужасе! Зданию - лет 200, узкие коридоры, маленькие комнаты, где ничего нет. Определяют качество препаратов всего два человека, это люди серьезного пенсионного возраста.
Константин Косяченко: - Все не так катастрофично. Да, есть определенные трудности - сейчас в Украине всего 6 лабораторий, а надо хотя бы 10. Из-за финансовых проблем мы не можем создать качественные лаборатории.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Кризис на фармацевтическом рынке был неизбежен
Виктор ЧУМАК, глава государственного фармцентра МЗ Украины:
- Раз в 10 лет возникают кризисные ситуации. Мы ожидали фармацевтический кризис, правда, только к 2010 году. Но финансовый - подтолкнул процесс, и все произошло намного раньше. Почему медикаменты подорожали в два-три раза? Все просто: на рынке давно сложилась ситуация сплошного кредитования, производитель дает продукцию под реализацию дистрибьютору, тот - аптеке, и так далее. Грубо говоря, все всех кредитуют. И когда ситуация на рынке перестала быть стабильной, дистрибьюторы заложили все возможные риски в стоимость продукции и резко, совершенно неоправданно подняли цены.
КСТАТИ
Лаборатории у нас скромные, но оснащенные
«Комсомолка» решила самостоятельно проверить, как работает государственная лаборатория по контролю качества лекарственных средств.
На первый взгляд старое здание в центре Киева ничем не привлекает внимания. Собственно лаборатория - это два этажа в старом строении. Первый занимают администрация и отдел проверки препаратов, а второй отдан под микробиологическую экспертизу.
Сотрудников немного, помимо фармацевтов и провизоров в процессе проверки препаратов задействованы химики и биологи. Большинство штата - профи со стажем, но есть и молодые.
Как рассказал «Комсомолке» руководитель лаборатории Роман Маркин, статус «государственной» их лаборатория получила в 2004 году. Сейчас их маленькая лаборатория работает согласно мировым стандартам GNP и считается одной из ведущих в Украине. Ее особенность - современное техническое оборудование для проведения хроматографической экспертизы (показывает химический состав веществ). Но таких «проверочных станций» в Украине немного.
- Лаборатории, которые существуют в составе госинспекции, как правило, не могут выполнять ту работу, которую проводим мы, - отметил Роман Маркин. - В зависимости от требуемой задачи у нас можно проводить как полный анализ лекарств (по всем показателям), так и частичный (по части показателей) или выборочный (по одному показателю). И мы выдаем заключение, отвечает конкретное лекарство государственным нормативам или нет.
Уважаемые читатели! А что вы думаете по этому поводу? Звоните нам в понедельник, 28 сентября, с 10.00 до 11.00 по тел. (044) 205-43-66.