Садисты из Подмосковья пытали односельчанок

Убийцы охотились за одинокими старушками.

Мало кто мог вырваться из рук Виктора Шашукова.

В зале Московского облсуда Алексей Кирильчук сидит за пуленепробиваемым стеклом. Это худенький 18-летний парень с симпатичным, даже красивым лицом. И одновременно - серийный убийца, замучивший вместе со своим старшим другом трех пожилых женщин. Убил бы и четвертую, но не хватило силенок: пенсионерка, которую он душил, осталась жива.

КРОВАВАЯ ХРОНИКА

Четыре нападения на престарелых женщин произошли в деревне Бармино Шатурского района еще в 2007 - 2008 годах.

Первой погибла 81-летняя Анна Филекина. Ее тело нашли в собственной кровати 29 декабря 2007 года. Эксперты установили, что женщину сначала изнасиловали, а потом задушили. Из дома пенсионерки пропали все деньги.

А 21 января 2008 года в той же деревне в своем доме была задушена 82-летняя Раиса Сараева. Бандиты вставляли ей иголки под ногти, выкололи глаз, дважды проломили грудную клетку, сломали ребра, гортань... Правда, это выяснилось только при повторной экспертизе. Сначала местный участковый указал в протоколе, что входная дверь была заперта изнутри, и не обратил внимания на вторую дверь, в сени, которая оказалась открыта. Тело обнаружила через девять дней дочь Сараевой Татьяна. И медик, приехавший на вызов, сделал заключение, что пенсионерка умерла... от старости. Убитые горем родственники на вскрытии не настаивали.

Добычей преступников тогда стали 10 000 рублей (около 2 тыс. гривен).

Новая трагедия случилась 23 ноября 2008 года: пользуясь тем, что в этот день во всей деревне отключили свет, бандиты проникли в дом, где жила 80-летняя Мария Костицына. Пожилую женщину несколько часов пытали - хотели выведать, где хранятся деньги. Садисты загоняли своей жертве под ногти швейные иголки, но, найдя только 4000 рублей, в ярости искололи пенсионерку ножом и изнасиловали бутылкой из-под водки.

В ту же ночь изверги залезли в дом напротив к 79-летней Нине Корешевой и, угрожая ножом, забрали у нее  51 000 рублей. Потом трижды изнасиловали женщину, сломали ей два ребра и придушили. Нина Корешева потеряла сознание, но осталась жива.

«ПИКНЕТЕ - УБЬЮ»

В милиции сначала предположили, что убийства женщин - дело рук залетных бандитов. Ведь через Бармино проходит Егорьевское шоссе. А местные все на виду - каждый друг другу кум или сват.

Но потом следователи, подключившиеся к поиску убийц, обратили внимание, что бандиты заходили в дома не через парадную дверь, как наверняка поступил бы приезжий  грабитель, а через вход в хозяйственную пристройку, а из нее через сени - в комнаты.

То есть орудовал кто-то из тех, кто хорошо знал, как построены здешние дома.

Кстати, чтобы отвести подозрение, убийцы укладывали жертв в их кровати, накрывали одеялом, а в доме наводили порядок. Надеялись, что тел хватятся не скоро, а тлен сокроет следы насилия...

Через некоторое время под подозрение попал житель Бармина Сергей Щитилов. Его видели у дома Костицыной накануне убийства. Защищать супруга в милицию прибежала жена Татьяна. Она рассказала, что в ночь убийства Костицыной к ним домой заходил знакомый мужа, житель соседней деревни Середниково 23-летний Виктор Шашуков.

- Он пришел поздно ночью и стал смывать кровь, - призналась женщина. - А нам пригрозил: только пикнете - убью! Мы и молчали.

Следователи выяснили, что в ту ночь Шашукова видели с его 16-летним приятелем - жителем Бармина Алексеем Кирильчуком. Тот сразу же во всем признался...

«КРАСИВЫЙ И ВЕЖЛИВЫЙ»

16-летнего Алексея Кирильчука в училище считали домашним мальчиком.

Оба убийцы учились в одной школе в Середникове. После девятого класса Кирильчук по примеру старшего друга поступил в техникум № 35 села Шатурторф. Осваивал профессию столяра. В табеле Алексея в основном тройки и четверки. Пятерки только по рисованию, физкультуре и труду.

- Виктора не помню, а Алексей был домашним мальчиком, - вспоминает директор училища Галина Спирина. - Окончил девять классов и к нам поступил. Не прогуливал, не грубил, не пил, как многие. Красивый вежливый парень.

В разговоре с педагогами и жителями Бармина выяснилась любопытная деталь.  Оказывается, мать Алексея Кирильчука сильно пила (из-за этого, взяв троих детей, от нее ушел муж). Самогон женщине продавала соседка Мария Костицына. Так что ненавидеть ее у Алексея была своя причина.

Кстати, известие о страшных преступлениях бывших учеников педагогов техникума № 35 не удивило.

- Сокращения везде, многие ребята после учебы работу найти не могут, - сетует социальный педагог Надежда Ладыгина. - Ведь места на производстве для них никто не бронирует. Кирильчук и Шушуков не первые из наших выпускников, кто попадает в тюрьму...

МСТИЛ ВСЕМ ЖЕНЩИНАМ?

Конечно, голод может толкнуть человека на преступление. Но, во-первых, убийцы вроде бы не голодали. А во-вторых, откуда у парней зверская ненависть?

Мать Кирильчука в деревне давно никто не видел: говорят, спилась и куда-то пропала. Осталась только старшая сестра Екатерина. Но встреч с местными она избегает. То ли стыдится попадаться людям на глаза после того, что вытворял ее брат, то ли слишком увлечена алкоголем: деревенские говорят, что женщина сильно пьет.

Еду в Середниково. У шоссе играют в шашки пенсионеры.

- Где найти семью Шашуковых?

- А вон двухэтажный барак...

Дверь открывает Нина - мать Шашукова. Приглашает поговорить на кухню.

- Не верю, что сын убивал, - говорит женщина. - Вот Алешка мог, он травку покуривал, а мой не пил, мышцы качал в качалке! Купил грузовой «Мерседес», говорил, что устроился на работу шофером, будет мебель в Москву возить. Ночью в Шатуре успевал грузить хлеб и развозил его по поселкам, рубил дрова пенсионеркам за 200 рублей, картошку им сажал. У него на похоронах одни девки были, зачем ему старух насиловать?

- Виктор был женат?

- С 18 лет, дочка от брака осталась. О том, что ему жена изменяла, говорила вся деревня. Он не верил! Однажды все увидел в окно, расколотил его, но бить жену с любовником не стал. Пришел домой, заплакал. Если убийца, почему же не убил из ревности?

Хотелось возразить: любовник - это ведь не беззащитная старушка. Но, может, именно после измены жены парня отравила ненависть ко всему женскому роду?

До суда Шашуков не дожил: его нашли в СИЗО повешенным на вентиляционной решетке. Сухожилия обеих рук были перерезаны.

- Эксперт нам сказал, что повеситься с разрезанными сухожилиями невозможно без чьей-то помощи, - говорит Нина Шашукова.

Может, это и так - ведь даже преступники не жалуют насильников...

МАКСИМАЛЬНЫЙ СРОК - 10 ЛЕТ

Cейчас Нина Корешева - главный свидетель обвинения. Спасло женщину то, что душил ее не взрослый качок Шашуков, а хилый Кирильчук.

В Мособлсуде заседания проходят почти ежедневно.

- Я признаю себя виновным частично, - твердит Алексей, - грабил, убивал, но не насиловал.

Впрочем, в этом его и не обвиняют: по версии следствия, парень держал пенсионерок за руки, пока подельник удовлетворял свою похоть.

- В марте Кирильчуку исполнилось 18 лет, - рассказывает адвокат Наталья Чернышева, - но судить его будут как несовершеннолетнего. Ведь убийства он совершил, когда ему было 16.

Таков закон. Соверши подобное сейчас, изувер получил бы пожизненный срок. А так не более 10 лет. Будет хорошо себя вести - может рассчитывать на досрочное освобождение.

- Попадет в тюрьме в общую камеру, и ему не поздоровится! - предрекает дочь убитой Марии Костицыной Надежда. - Ведь мать для любого арестанта - святое.

Кстати, с Сергеем Щитиловым, которого видели с Шашуковым в ночь убийства у дома Костицыной, поговорить не удалось. Его сбила проезжающая через деревню машина. С начала июля он в реанимации.

- Это его Бог покарал, - уверен сын Сараевой Александр. - Ведь знал, чем кореша занимаются, и молчал!

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Станислав КОЗЛОВСКИЙ, кандидат психологических наук: «Проблему решили привычным способом»

- Уверен, что здесь сильнейшая патология! Вполне возможно, у одного из них - того, кто насиловал бабушек, была в детстве серьезная психическая травма. Его собственная или, скажем, соседская бабушка сильно побила, как-то обидела или унизила ребенка. Он вырос и теперь подсознательно ненавидит всех пожилых женщин. Возможно, ребята постоянно сталкивались с насилием в семье, и оно стало чем-то обычным. В итоге возникшую проблему - нет денег - они решили привычным способом. Добавим сюда влияние среды: низкий образовательный уровень и интеллект парней, неумение просчитывать последствия своих действий. Ведь вполне очевидно, что такие дикие преступления не окажутся безнаказанными! Но убийцы, похоже, даже не задумывались над этим.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Не оставляйте стариков одних

 

Александр Бойко привез из этой командировки фото: местный алкаш свернулся на асфальте возле винно-водочного магазина. Зарисовка с натуры. Местный колорит.

А уж после слов преподавателя техникума о безработице вовсе хочется писать о социальных бедах: Шатурторф, 101-й километр, две трети жителей, если не больше, - бывшие зэки, поголовно пьют. То-то педагоги даже не удивились, что их выпускники насиловали старушек.

Но… говорить о социальной безысходности в двух часах езды от Москвы смешно. Это не вятская глубинка, в которой или пить, или повеситься. Люди из Шатурторфа - и из Шатуры, и из Рязани - ездят в столицу на работу каждый день. Потому что это достойные люди, которые кормят свои семьи.

Да и не похож старший насильник на жертву социальной несправедливости, а похож на натурального бандита, отморозка типа «мясо». Утром бабушкам картошку копал - ночью им же устраивал гестаповские застенки.

То есть это повесть об «обыкновенном» садисте, геронтофиле (сексуальное отклонение, при котором влечение направлено на пожилых), совмещавшем приятное с полезным (выбивал признание, где лежат деньги), да еще взявшем в обучение молодого товарища. И, значит, морали у истории нет, потому что бороться с маньяками бесполезно. Почти.

Преступлений не было бы, если бы их жертвы не жили одни. Сегодня интервью дают сын одной убитой, дочь  другой. Где они были? Мало историй о том, как пенсионеров выкидывают из квартир, как их  окучивают мошенники? Мало охотников за гробовыми накоплениями и крошечными пенсиями?

Старики у нас - как дети: в зоне риска. Да, их бывает трудно уговорить съехаться даже с родными детьми. Да, пожилые бывают неуживчивыми и вредными из-за возрастных изменений психики.

И все же: уговаривайте. Объясняйте. Съезжайтесь.

Не оставляйте стариков одних.